Web Analytics

Полузакон об охране

Им пугали — СМИ писали, что «в супермаркетах появятся вооружённые и опасные охранники». Его пытались связать с «караванским стрелком» — хотя закон был принят за полгода до трагедии в киевском гипермаркете «Караван». По нему устраивали ликбез — как, например, «МедиаПорт» в октябрьской публикации «Закон об охране: бить будете?». «Закон об охранной деятельности» вступил в силу два месяца назад. Что изменилось после того, как закон «заработал»?

Если кратко, по Закону «Об охранной деятельности» секьюрити получили следующие права:

1) задерживать нарушителей, при этом обязательно сразу же вызывать милицию;

2) применять физическую силу и специальные средства — дубинки, газовые баллончики и прочее;

3) использовать транспорт реагирования — машины со специальными звуковыми сигналами и «окраской» — для того, чтобы быстро приезжать на место ЧП;

4) использовать служебных собак;

5) досматривать личные вещи, но только с согласия владельца.

Важное уточнение: Закон «Об охранной деятельности» распространяется только на те организации, которые имеют лицензию на осуществление охранной деятельности. То есть на охранные агентства, а также на милицейскую структуру — Государственную службу охраны.

Сотрудники внутренних служб безопасности и штатные охранники частных организаций под действие этого документа не попадают. То есть никакими особыми полномочиями эти люди не обладают.

Пользуются ли уже охранные агентства своими правами? Могут ли охранники получить оружие? Стоит ли бояться злоупотреблений со стороны секьюрити? Первые, пока промежуточные итоги «МедиаПорт» подвёл вместе с руководством Союза работников сферы безопасности, представителями Государственной службы охраны и прокуратуры.

Законодательная незавершённость

Спустя два месяца работы остаются непринятыми девять подзаконных актов, связанные с Законом «Об охранной деятельности», которые не дают возможности охранным фирмам пользоваться перечисленными в законе правами.

Законодательный «недокомплект» перечисляет Владимир Косенко, председатель правления Харьковской областной общественной организации «Союз работников сферы безопасности» (в Союз входят 26 из 213 фирм области, которые имеют лицензию на оказание охранных услуг).

Владимир Косенко

1. Приказ МВД «Об утверждении лицензионных условий на осуществление хозяйственной деятельности по охране собственности и граждан».

2. Приказ МВД «О порядке контроля за соблюдением лицензионных условий», то есть как будут проверять охранные агентства.

3. Постановление Кабмина «О порядке приобретения, хранения и использования специальных средств для обеспечения охранной деятельности».

4. Постановление Кабмина «О перечне отдельных особо важных объектов». Этот документ должен зафиксировать, что конкретно может охранять только Государственная служба охраны.

5. Постановление Кабинета Министров «Об условиях охраны опасных и ценных грузов».

6. Приказ МВД «Об оборудовании охранного транспорта спецсредствами».

7. Приказ Министерства образования о подготовке охранников.

8. Приказ Минобразования «Об утверждении образовательных программ».

9. Приказ МВД «Об организации взаимодействия с субъектами охранной деятельности».

Без этих документов нельзя понять, чем именно могут охранники вооружаться и как должны оборудовать и покрасить служебные авто, чтобы спецзнаки и «мигалки» были, что называется, «по уставу». Невозможно и чётко разделить, что должны охранять только сотрудники ГСО, а к чему могут быть допущены частные структуры. Не будем останавливаться на каждом документе отдельно — зафиксируем положение дел, существующее сейчас.

Вооружён и опасен?

Как уже было сказано, приказ Кабинета Министров Украины о спецсредствах ещё не принят. Но, если проанализировать ситуацию поглубже, окажется, что уже сейчас охрану можно вооружить дубинками, газовыми баллончиками и даже пистолетами.

Закон «Об охранной деятельности» запрещает использовать имущество, «определённое законодательством для исключительного пользования военными формированиями и правоохранительными органами». То же ограничение прописано и в действующих «Лицензионных условиях на осуществление хозяйственной деятельности по охране собственности и граждан».

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «Вы берёте перечень этого имущества, он открыт. И вы можете покупать всё то, что есть в магазинах, то есть на что вам выдадут чек фискальный, и чего нет в этом перечне. Для того, чтобы себя ещё больше обезопасить, мы берём в Институте имени Бокариуса заключение, что это не является холодным оружием. […] Очень часто вы видели ребят с фонариками. Это на самом деле не мода. Это пришло из Америки, это действительно удобно — фонарик-дубинка. По своему физическому воздействию он ничуть не меньше, чем дубина, но ещё и фонарик.
На сегодня основное, что у нас используется, — это газовые баллончики, дубинки. Некоторые используют прочные хомуты. То есть, когда группа приехала, нарушителя схватила, чтобы он не бушевал, руки ему хомутами связывают. Некоторые вообще используют простой скотч».

Есть возможность получить и пистолет. По словам Владимира Косенко, сейчас охранники используют четыре вида оружия.

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «Первый — это травматика. То есть пистолет с резиновыми пулями. Второе — это стартовое оружие, шумовое. Оно имеет форму пистолета, но стреляет холостыми патронами. И даже если впритык к кому-то прислонишь, ничего не будет. Ствол, грубо говоря, пробкой закрыт. Третье — это пневматика. Простой пневматический пистолет под газовый баллончик. И четвёртое — это пистолет Флобера. Это огнестрельное оружие, где рабочим телом являются пороховые газы. Но диаметр 4,5 миллиметра, как у «воздушки», и маленький заряд. По документам, его используют, чтобы научиться метко стрелять. Но можно использовать и для охраны. Пистолет Флобера, знаете, «Золотые страницы» Харькова — он пробивает до 150 страниц с 2–3 метров. Убить им в принципе невозможно. По крайней мере, я не слышал такого нигде».

Получить все эти виды оружия охраннику как должностному лицу нельзя. А вот охраннику как гражданину Украины можно.

С оружейным вопросом в стране вообще одни сплошные неувязки. Закон «Об оружии» до сих пор не принят. Попытка найти, кто в Украине имеет право на приобретение травматического оружия, вывела на приказ МВД Украины №379 от 13.06.2000 года. Документ имеет гриф «Для служебного пользования», поэтому на сайте Верховной Рады нет даже его названия.

Из сопутствующих сообщений понятно, что приказ разрешает использовать травматическое оружие работникам суда, правоохранительных органов и их близким родственникам, лицам, которые участвуют в уголовном производстве, народным депутатам Украины, военнослужащим (кроме солдат-срочников), журналистам, госслужащим и лицам, которые участвуют в охране общественного порядка и госграницы. По какой-то из этих категорий охранник может получить себе пистолет. Но тут включается юридическая коллизия.

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «Я могу получить травматику, но использовать её я могу только как гражданин. У нас такие охранники были. Этот пистолет висит на охраннике, и в этом есть очень большой подводный камень. По большому счёту, выполняя свои обязанности на посту, он не нарушает законы, но и не действует разрешённым образом. То же самое касается газового пистолета и пистолета Флобера. Пневматику вообще запрещено носить. Пневматику можно носить, только если откручен баллончик — либо если вставлен баллончик, но нет патронов. Пока охранник этот пистолет достанет, вкрутит баллончик, ему сто раз по голове дадут.

Оформление травматического пистолета и сам пистолет обходится минимум в 800 долларов. А пистолет приходится покупать конкретному человеку. А этот человек поработал у вас полгода и уволился. И ушёл с пистолетом. Поэтому стараются брать людей либо уже с травматикой, либо давать тем, кто в фирме работает уже несколько лет».

Иногда, говорит Владимир Косенко, потенциальных нарушителей может отпугнуть даже пустая кобура на поясе охранника. Ведь мало кто приходит грабить сразу. Как правило, нападающие сначала отправляются в разведку.

По Закону «Об охранной деятельности» охранники могут применять физическую силу и спецсредства в шести случаях.

В четырёх из них секьюрити могут использовать оружие только по предупреждению:

— чтобы защитить себя и других от нападения, которое угрожает жизни и здоровью;

— если нужно задержать нарушителя, который проник на охраняемый объект или оказывает сопротивление;

— чтобы преодолеть попытку силой захватить спецсредства;

— если надо убить животное, которое угрожает окружающим.

Если преступники нападают внезапно, вооружены или же для атаки используют машины, охранник имеет право действовать без предупреждения. Запрещено применять спецсредства против беременных женщины, пожилых людей, инвалидов, детей и людей, которые имеют неприкосновенность. Исключение действует при нападениях или сопротивлении с оружием в руках. Также запрещено применять спецсредства в местах массового скопления людей, если при этом могут пострадать посторонние.

Конкуренция с государством

Если вопрос об оружии больше всего обсуждают граждане, то сами охранные агентства больше всего волнует другой документ — новые лицензионные условия на осуществление охранной деятельности.

Эти условия принимает Министерство внутренних дел Украины, согласовывая их с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Антимонопольным комитетом Украины.

В охранных агентствах опасаются, что с помощью новых лицензионных условий МВД сможет расчистить рынок для своего подразделения — Государственной службы охраны. Владимир Косенко говорит: МВД уже пыталось протолкнуть три редакции приказа, но их отклонил Госкомпредпринимательства. В документе были неадекватные требования, полагают в охранных агентствах.

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «В первой редакции лицензионных условий один из пунктов звучал приблизительно так: «Пультовая комната должна соответствовать ГОСТу». Когда мы стали искать этот ГОСТ, выяснилось, что этот ГОСТ не готов даже наполовину. Но удалось узнать, что ГОСТ содержит такие требования к пультовой комнате: толщина бетона пола, толщина бетона стены. Двери третьего класса бронестойкости. Двери третьего класса бронестойкости весят килограммов, наверное, 250. Как сказал один мой коллега из Одессы, бункер «Вервольф» под Винницей хуже охранялся. Но современный пульт — это компьютер и монитор. И на этом мониторе легко умещаются полторы тысячи объектов. Работают за ним девушка, которая не спит сутки, и запасной человек сбоку».

Владимир Косенко приводит приблизительные подсчёты: только на строительство пультовых комнат придётся потратить 130 тысяч гривень. Сумма окажется неподъёмной для небольших фирм, которые охраняют в основном киоски.

На Государственную службу охраны эти лицензионные условия не распространяются. Это ведомство живёт по своему уставу — Положению о Государственной службе охраны при Министерстве внутренних дел Украины. Документ приняли ещё в 1993 году, поправки в него в последний раз вносились в январе этого года. Так что вкладывать деньги в стоительство соответствующих ГОСТу пультовых комнат им не придётся.

Однако в остальном, полагают в ГСО, положение в их службе ничем не отличается от других охранных структур.

Юрий Краснокутский, начальник отдела службы Управления ГСО при облуправлении милиции: «Никаких преимуществ Государственная служба охраны перед другими субъектами охранной деятельности не имеет. Никаких действий, которые позволили бы сократить наши затраты, просто не существует. Мы работаем в том же правовом поле».

Повлиять на конкуренцию на рынке охраны государство может и другим способом. Кабинет Министров ещё не утвердил перечень особо важных объектов. Все, что попадет в этот список, автоматически отойдет к ГСО. Юрий Краснокутский не скрывает: в ГСО с нетерпением ждут этого постановления. А вот частные охранные агентства документа опасаются.

«В этот перечень можно «вбить» половину всех объектов Украины — и они отойдут только к ГСО», — говорит Владимир Косенко.

Кто будет охранять

Немало споров вызывает и вопрос подготовки секьюрити. Закон «Об охранной деятельности» требует, чтобы к работе допускались только те люди, которые прошли специальное обучение. В охранных агентствах уже подсчитали: чтобы переобучить всех своих работников, им понадобится 15-20 лет.

Причина — в действующем государственном стандарте подготовки секьюрити, говорят руководители охранных фирм. Чтобы обучить одного бойца, нужно потратить около двух месяцев. За это время охранникам придётся усвоить много лишней информации.

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «Зачем моему охраннику, у которого ещё нет Закона «Об оружии», учить устройство снайперской винтовки Драгунова? Зачем учить устройство гранат РГД-5? Ему законом запрещено что-либо делать. Если охранник случайно в школе нашёл гранату, он ничего не имеет право делать. Он должен сразу вызвать МЧС».

Олег Запривода, учредитель ООО «Центр защиты и помощи»: «Прежде, чем вводить этот пункт о квалификации охранников, государство должно было создать рынок этих квалифицированных охранников. Создался вакуум, и государство не захотело его решать. А контролирующие органы будут нас преследовать. Создаются условия для коррупции».

Только по приблизительным оценкам, уверяют в Союзе работников сферы безопасности, треть всех охранников не прошла нужную подготовку. Поэтому охранным фирмам придётся идти на хитрость. Например, предполагает Владимир Косенко, фирмы просто не будут брать людей в штат.

Надзиратели

Охранные агентства региона контролирует отдел разрешительной системы лицензирования и государственного охранного надзора Управления общественной безопасности облуправления МВД. В ноябре прокуратура Харьковской области проверила и отдел, и сами охранные фирмы. Итогом стало одно уголовное дело о подделке документов: фирма в Лозовском районе незаконно «продлила» себе лицензию.

Два предприятия на эмблемах использовали символику МВД — делать это по закону нельзя. Тут дело закончилось требованием устранить нарушения.

У большинства фирм в личных делах охранников не было справок о несудимости.

Прокуратура нашла нарушения и в работе милиции. Как рассказал начальник отдела облпрокуратуры по защите конституционных прав и свобод граждан и интересов государства Владимир Иванов, милиционеры требовали от фирм, которые хотели получить лицензию, лишние документы. А ещё не предупреждали частников о проверках за 10 дней, как это положено по закону.

Злоупотребления

Коллеги-журналисты много писали о том, что охранники будут злоупотреблять своими полномочиями. То, что такое может быть, признают и в Союзе работников сферы безопасности.

Если возник конфликт с охранником, главное — быть уверенным в себе, советует Владимир Косенко. Причём свою уверенность нужно показать с самого начала.

Владимир Косенко, председатель правления ХООО «Союз работников сферы безопасности»: «Если охранник начал хамить, а вы молчите, он дальше будет на вас давить. Охранники после трёх-четырёх месяцев работы, особенно в супермаркете, становятся очень хорошими психологами».

Рекомендации экспертов универсальны: не грубить в ответ, быть уверенным в себе и знать свои права. А ещё — вызывать милицию.

Вывод

Закон об охране спустя два месяца с момента, как он вступил в силу, пока толком не заработал. Полномочия охранника чётко прописаны только относительно его права задерживать нарушителей. Секьюрити имеют право схватить человека, но не имеют права допрашивать его. Задержанного они обязаны сразу передать в милицию.

Вышеописанные пробелы на месте существенных для охранных фирм вопросов об оружии, спецсигналах и обучении сотрудников никак не изменили ежедневную работу лицензированных охранников.

«МедиаПорт» вернётся к закону, как только в его «судьбе» что-то изменится.