Аватар пользователя Филипп Дикань

«ТойХтоПройшовКрізьВогонь» – первый шаг к большому украинскому кино?

На экраны украинских кинотеатров вышел фильм Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». Создатели представляют картину как первый успех настоящего большого украинского кинематографа.

Когда говорят о возрождении большого кинематографа, будь-то российского, будь-то украинского (которого, увы, практически нет), сразу как-то настораживаешься. Потому что обычно за удачу выдают продукт хотя и не самого плохого качества, но слепленный строго по лекалам – в основном голливудским. И это в лучшем случае. Как правило же, с помпой представляют откровенную чушь. Вспомните хотя бы (лучше, конечно, этого не делать) украинский фильм «Штольня».

Фильм украинского кинорежиссёра Михаила Ильенко, ученика Михаила Ромма, идёт в кинотеатрах Украины с середины января. На этой неделе в Харькове прошёл так называемый пресс-показ. Это когда на сеанс приходят журналисты, чтобы посмотреть фильм и пообщаться с создателями, чтобы затем помочь раскрутке кино. Рассказать о картине в Харьков приехали продюсер Андрей Суярко и актёры Виктор Андриенко и Олег Примогенов. Почему-то журналистов было всего пять (!) человек. Непонятно: это недоработка организаторов или отсутствие интереса в местных СМИ к украинскому кино в принципе? Но это отдельный вопрос.

В основе фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» — потрясающая для экранизации история, из серии «так бывает только в кино». Вкратце она такова: в 1944 году подо Львовом был сбит лётчик, Герой Советского Союза Иван Даценко. Он родился в селе Чернечий Яр Полтавской губернии, недалеко от Диканьки. На войне с первых дней был лётчиком дальней авиации, совершил около 300 боевых вылетов. Поскольку его не нашли, он был объявлен пропавшим без вести.

Дальше версии о том, что случилось с героем, расходятся до точки их соприкосновения — 20 лет спустя: в 1967 году советская делегация, в составе которой был выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев и киевляне актриса Наталья Наум и режиссёр Тимофей Левчук, находилась в Канаде на выставке ЭКСПО-67. Эсамбаев попросил тамошнего премьер-министра показать жизнь местных индейцев. Когда делегацию Страны Советов представили вождю племени ирокезов, тот, — в национальном костюме, перьях, — услыхав украинскую речь, обратился к ним на чистом украинском языке: «Здоровеньки були! Будь ласка, заходьте до мого вігваму». Понятно, что рассказывать эту историю в той стране было возможно только неофициально.

Уже в годы перестройки Махмуд Эсамбаев признался, что вождь индейцев назвал свою настоящую фамилию — Иван Даценко. Эта история в начале 90-х дошла до режиссёра Михаила Ильенко. Ещё через десятилетие он увидел российскую программу «Жди меня», в которой участвовала племянница Даценко. Эксперты сравнили две фотографии: военную её дяди и вождя ирокезов — и установили, что это один и тот же человек.

После этой программы создали сценарий, который обработал Ильенко, а в 2007 году он при поддержке продюсерского центра «Инсайтмедиа» начал съёмки фильма.

Картину поддержало государство: из 16 миллионов гривень, потраченных на производство, госбюджет выделил 10 миллионов, остальные 6 миллионов — продюсер и спонсоры. Из-за кризиса съёмки пришлось на два года отложить. Правда, и время простоя не прошло для картины даром: Михаил Ильенко отправился с друзьями на яхте в Антарктиду. Туда они не дошли, зато добрались до Аргентины, где на границе с Чили, в предгорьях Анд, Ильенко снял единственный неукраинский кадр. С которого и начинается фильм.

В остальном «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» — полностью украинская картина: от съёмочной группы, натуры (картину снимали в Каменец-Подольском, Киеве, Ржищеве), продюсеров, денег до монтажа, цветокоррекции, сведения Dolby-звука, подчёркивают создатели.

Продюсер Андрей Суярко рассказал, что ещё до прошлого года полностью сделать фильм в Украине было невозможно, потому что в стране не было студии цветокоррекции. Что касается технической стороны создания фильма, его участники говорят, что фильм снимали по самым современным стандартам: на новейшую цифровую камеру; монтаж, обработку, спецэффекты, 3D-графику делали с помощью современной компьютерной техники. Потом готовый фильм переводили на киноплёнку или в цифровой формат DCP.

Кстати, такой подход к прокату фильма — одна из причин того, что картину невозможно показать в большом количестве кинотеатров, у многих просто нет необходимой техники. Прокатчики просят обычные CD-диски, но продюсеры фильма, как они уверяют, на это не идут. Зачем терять качество и давать шанс пиратам, говорят они.

Начав прокатывать «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», первые шаги продюсеры делали очень и очень осторожно: сперва изготовили только три копии — для Киева, Харькова и Ивано-Франковска. В Харькове почему-то случился провал, признался Андрей Суярко, но в целом неожиданно для самих создателей к ним пошли заказы на допечатку копий из других городов Украины.

К 1 февраля фильм посмотрели 15 тысяч человек — и заработал он около полумиллиона гривень, привёл цифры продюсер. Конечно, их не сравнить с показателями даже средних голливудских или российских фильмов, но это с учётом того, что фильм показывают только на двух сеансах. Вообще же создатели уверены, что у картины будет успех. Актёр Виктор Андриенко рассказал, что фильм уже закупили Россия, Польша, Аргентина, Канада и даже такие экзотические страны как Мозамбик.

В сентябре 2011 года «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» получил Гран-при по итогам голосования телезрителей на Киевском международном кинофестивале, его уже пригласили на фестиваль в Познань, будет фильм и на Берлинском кинофестивале, но не в конкурсе, картину повезут продавать.

Ну вот, о технической стороне, об успехах — существующих или предстоящих — мы поговорили. Теперь, собственно, о самом фильме.

Авторы картины подчёркивают, что «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» — не документальный пересказ бывшей в действительности истории, а авторское видение её. Главного героя, дабы не было абсолютного отождествления с прототипом, переименовали, в фильме его зовут Иван Додока (актёр Дмитрий Линартович).

Создатели добавили любовную линию и драматизма: главный герой и его друг (Степан Шулика, актёр Виталий Линецкий) влюбляются в одну девушку (Любовь Каримова, актриса Ольга Гришина), причём друг этот, офицер НКВД, делает всё, чтобы девушка досталась ему: прячет письма Ивана к ней и наоборот, а потом уверяет, что тот давно сгинул, прекрасно зная, что он жив. Иван Додока проходит через немецкий плен, затем сталинский лагерь, оттуда бежит и через Чукотку и Аляску попадает в Канаду. Каким образом — пересказывать не буду, чтобы полностью не раскрывать сюжет.

На мой взгляд, фильм получился неровным. Есть провалы в сюжетной линии, нестыковки, из-за этого фильм кажется несколько затянутым (к счастью, это чувство возникает незадолго до конца картины). Неравномерна игра актёров: так, опять же, на мой взгляд, фактурный Дмитрий Линартович игрой совершенно не «зацепил» — стрелял глазами, улыбался и говорил текст не всегда органично. Впечатление такое, будто его взяли, решив, что он похож на Джонни Деппа (сравнение не моё — членов группы).

С исполнительницей роли главой героини Ольгой Гришиной ситуация та же самая — иногда хотелось сказать классическое «не верю». С другой стороны, актёры всё же не такие «деревянные», какими бывают исполнители сериальных ролей. Продюсер Андрей Суярко заметил, что у большинства молодых украинских актёров нет киноопыта, и этим объясняется несовершенство их игры. Будет больше фильмов — будет больше опыта.

Наверное, продюсер прав, потому что куда более достоверной в «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» смотрелась игра более опытных Виталия Линецкого, Олега Примогенова (он сыграл адъютанта Степана Шулики Наскризного), Алексея Колесника (Вождь) и знаменитого Долгоносика и актёра «Большой разницы» Виктора Андриенко (в фильме — комполка Смирнов).

Ещё из того, что резало глаз. Не слишком впечатляет графика фильма, чего-то особо выдающегося там нет, более того, несколько раз там используется мультипликация, что, на мой взгляд, оправдано лишь в одном моменте, в остальном же кажется, что это вынужденный приём из-за нехватки денег. Явные проблемы в фильме с гримом, хотя создатели всячески подчёркивали высокий профессионализм отечественных гримёров. Но согласитесь, удивительно, когда герои спустя 10 и больше лет остаются практически такими же молодыми, как и в начале фильма, да ещё учитывая время действия — 40-е годы.

И тем не менее, все эти огрехи совсем не делают фильм безнадёжно плохим, а тем более провальным. Очень удачен музыкальный ряд фильма, вовсе не выглядит искусственным совмещение украинской народной музыки и индейских мелодий. В фильме достаточно мистики, которая удачно вписывается в сюжет. Вполне естественно смотрятся индейцы, хоть играли их не североамериканские аборигены, а актёры харьковского шоу-театра «Дикий Запад», занимающегося изучением и реконструкцией культуры североамериканских индейцев.

В общем, в целом получился пусть не шедевр, но весьма неплохой, красивый, захватывающий, патриотический фильм в традициях украинского поэтического кино, на чём настаивают его создатели, и с ними нет причин не согласиться.

Создатели картины признались, что по разным причинам пришлось пожертвовать рядом эпизодов — какие-то вообще не сняли, какие-то сняли, но они не вошли в фильм. Например, Виктор Андриенко рассказал об эпизоде со своим участием, который так и остался в планах режиссёра. А он прояснял линию поведения героев и придавал накал развитию событий. Впрочем, у зрителей есть шансы увидеть этот эпизод, как и другие, не вошедшие в прокатный вариант фильма, в четырёхсерийной версии для ТВ, которая сейчас готовится. Выйдет она, скорее всего, в следующем году. Сейчас фильм можно посмотреть в Харькове в кинотеатре «Кронверк». Студентам обещают скидку в 10%, а если придёт больше 10 человек, то и все 20%.

 

Фото- и видеоматериалы предоставлены компанией «Инсайтмедиа продюсерский центр».

Аватар пользователя Александр Кропельницкий
Александр Кропельницкий
04 января 2015 - 21:43

Уважаемые друзья!
Не могу понять, как столько лет и столько людей могут заблуждаться в на первый взгляд очевидных фактах истории, которая связанна с судьбой нашего земляка Героя советского Союза, Ивана Ивановича Даценка.
Предлагаю вам трезво посмотреть на всю эту историю!
 
Вначале представте себе, что вы с семьей поехали на Запорожье и посетили остров Хортица. Погуляли по этнографическому музею, повстречались с нарядно одетыми персонажами козацкой эпохи, поговорили даже с одетым в одежду Гетьмана артистом, выпили настоящей медовухи…
А потом приехали домой и начали рассказывать всем, кто верит в чудеса о том, что были в настоящем козацком курине и познали все стороны жизни козацкого войска.
И самое главное - встречались с Гетьманом Иваном Сирком…
 
Что-то подобное произошло и в этой истории с Иваном Даценко.
 
Благодаря собранным материалам я могу утверждать с полной ответственностью, что Иван Даценко не был вождем племени Ирокезов.
И главный мой аргумент спрятан в истории, это то что общественный строй племен Ирокезов не позволял ни при каких условиях стать вождем племени постороннего человека.
Индейцы так называемых шести племен (сенека, кайюга, онондага, онейда, мохок и тускарора), объединившихся в так называемый Союз Шести Племен и получивших общее имя «ирокезы» (сами себя они называли «Люди Длинного Дома», поскольку члены племени жили не в отдельных вигвамах, а в одном большом доме типа барака) жили в классическом -
МАТРИАРХАТЕ.
Ирокезы занимались охотой и земледелием, но основным увлечением и фактором профессиональной занятости у мужчин стала война.
Люди Длинного Дома славились своей агрессивностью и почем зря ерошили все окрестные племена – могикан, делаваров, алгонкинов, гуронов, монтана, майами, оттава, иллинойсов и др. Люди из Союза Племен до сих пор считаются самыми воинственными и безжалостными из индейцев, а данная им врагами-алгонкинами кличка «ирокезы» (гадюки), как мы знаем еще из Купера, стала нарицательным обозначением индейской воинственности, жестокости и свирепости.
Так вот, у этих свирепых и отмороженных воинов… именно женщины владели землей и занимались распределением пищи!
Присутствовала и матрилинейность – по женской линии переходили имя и право собственности. Женщины вообще доминировали в деревне и к тому же отвечали за духовное и общее руководство племенем.
И несмотря на то что вождями (высшей властью) племен и всего Союза были мужчины, но выбирали их опять же старейшины-женщины, причем имея право их и сместить в случае чего. А мужчины были «исполнительной властью», занимались охотой и, так сказать, «внешней политикой».
Про ирокезов и их вариант матриархата очень любят упоминать феминистки. Действительно, подобных примеров мало. И кстати, американские феминистки немало почерпнули из ирокезской концепции отношений между полами. Правда, как обычно, не сумев критически проанализировать ситуацию. Да, до сих пор народ дивится, как у таких головорезов, как ирокезы, мог процветать матриархат. Но ведь все очень просто: именно потому, что они были профессиональными головорезами!
Почему правили старейшины-женщины? Потому, что старейшин-мужчин в племени просто не было: ирокезы постоянно находились в состоянии войны: и настоящему отмороженному бойцу, пользующемуся уважением, до старости дожить было просто нереально.
Почему женщина владела землей и имуществом? Ну, земледелие (как один из признаков оседлого образа жизни) – более спокойное, «женское» явление, в противовес охоте и кочевому образу жизни. Женщины Союза Племен и собирательством занимались, и работали на земле, а мужчины «специализировались» именно на охоте и войне, полностью реализуя свои гендерные позывы. Тылы же были оставлены для управления женщинам как раз для того, чтобы освободить как можно больше рук и голов для сражений.
Мужчины не владели собственностью по вполне объяснимым причинам: аскету-воину не нужны лишние вещи, тем более что обеспечение воина было обязанностью племени. Шмоточничество и потребительское отношение к жизни всегда были (и остаются) привилегией женщины. Воин же защищал племя, приносил домой добычу, трофеи и делал детей. Ничего не напоминает такая схема?
Итак, повторим: женщины отвечали за дом, семью, хозяйство, питание: фактически в полном соответствии с концепцией патриархального общества «мир женщины – дом, дом мужчины – мир».
И ирокезские барышни занимались «внутренним управлением» по всем фронтам для того, чтобы обеспечить своим мужчинам возможность максимально полно отдаться любимому делу. В случае ирокезов любимым делом была полностью обеспеченная тылом война, что устраивало все стороны.
А, совсем забыл: восхищающимся ирокезами барышням, живописующим матриархат как некую идиллическую картинку всеобщей любви и согласия, стоит помнить, что именно у индейцев Лиги Ирокезов больше, чем у других племен, были распространены человеческие жертвоприношения, изощренные пытки пленных и каннибализм. И вообще, историки утверждают, что в матриархальных обществах почти повсеместно процветало людоедство, в частности, в пищу употреблялись как старики так и маленькие дети.
Утешительным в этой истории все таки есть то, что:
Иван Даценко действительно реальный Герой Советского Союза.
Действительно был сбит под Львовом в 1944 году.
И «наверное»( можно верить словам Эсамбаева) он оказался в Канаде в поселке Канаваки (Kahnawake). Которая действительно существует на карте в 15 мин. езды от Монреаля и в котором действительно есть резервация племен Ирокезов. 
Но одетый в костюм вождя племени Ирокезов мужчина не может считаться таковым лишь потому, что нам так нравится его костюм???.
 
Давайте проанализируем второстепенные факты и вместе подумаем над тем, что удалось установить.
 
В 1936 году, некий Джон МакКомбер (англ. John McComber) начал свой бизнес с того, что создал Канавейское индианське село-музей (англ. Kahnawake's Old Indian Village & Museum, до определенного времени имело название англ. Chief Poking Fire Indian Museum , а так же  англ. Totem Pole Indian Village in Kahnawake). Это обычный этнографический (как сейчас модно называть)музей под открытым небом, служивший до 1990 года для ознакомления туристов с культурой племен Ирокезов.  Это была территория около гектара земли, огражденная частоколом на которой размещались : главная постройк-музей размером 30х45 метров, так званый Длинный дом, В настоящих племена некоторые из них достигали огромных размеров, состояли из нескольких десятков домов и насчитывали полторы-две тысячи жителей. В каждом доме проживала большая группа родственников. Дом имел форму вытянутого прямоугольника, обшитого кусками коры вяза; с торцов дома находились вход и выход. Центральная часть дома оставалась местом общего пользования. Там располагались очаги, дым выходил через отверстия в крыше. С двух сторон от центрального прохода находились «комнаты» для отдельных семей. Когда возникала новая семья, к дому пристраивали дополнительное помещение, вследствие чего дома ирокезов удлинялись. Европейцы их так и называли – «длинные дома» (long house), В доме который        был в этом музее находильсь предметы быта племен , проводились познавательные лекции. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ) если конечноинтересно. Скайп - vamdu59

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.