Web Analytics

Работа без зарплаты, перевоз без договора

Опасности нелегальной работы на примере одного отдельно взятого транспортного предприятия.

Закон и люди

О вакансии охранника в фирме «Статус-Авто» Виктор узнал из газеты. Специализация предприятия — пассажирские перевозки, условия — «официальное трудоустройство, соцпакет». Придя по адресу, указанному в объявлении, договорился с начальником охраны о работе в режиме «сутки-трое» при оплате — 110 гривень в сутки. Однако к моменту выхода на работу человека, с которым Виктор договаривался, уже не было — уволился. Будущие коллеги сразу же пояснили: такая текучка кадров здесь постоянно. Люди уходят из-за задержек и «недостач» в зарплате. Да и об официальном трудоустройстве речь не идёт.

Виктора это не остановило — будучи ответственным и непьющим человеком, он решил: ему-то штрафы не грозят. Однако, по его словам, проблемы с выплатой зарплаты начались очень быстро. Чтобы добиться денег за первый же месяц (это был февраль), ему пришлось несколько раз напоминать о себе заместителю (и брату) директора, Сергею Домбровскому. В итоге получил на 60 гривень меньше, чем причиталось. Попытка узнать, за что штраф, по словам охранника, окончилась ничем.

После этого Виктор проработал ещё месяц. Слова коллег о «текучке» быстро нашли подтверждение. Кроме того, на предприятии постоянно появлялись стажёры на должность охранника. Люди проходили испытательный срок, выполняя при этом уйму дополнительной работы: скалывали лёд, убирали мусор со двора — надеясь, что их примут на работу. Однако должность они не получали, ведь штат охранников уже был укомплектован.

Так же в фирме «кинули» нескольких рабочих. Людей наняли для выполнения строительных работ и покраски подсобного помещения. Чтобы получить деньги за эту работу, строители неделю ожидали, «пока придёт бухгалтер». В итоге — получили за четырёхдневный труд 380 гривень вместо обещанных 800.

Но хуже всех, по словам Виктора, приходилось водителям. У них какой-либо ставки не было даже теоретически — они должны были каждый день привозить по 650 гривень в кассу, а что останется - могли забирать себе. Предприятие обслуживало только один маршрут, 305э (гипермаркет «Эпицентр» — круг трамвая на проспекте Победы). После того, как открылась станция метро «Алексеевская» в декабре 2010 года, выручка резко уменьшилась, но на «нормах» для водителей это никак не сказалось. Вдобавок, их рабочая смена составляла 18 часов, с 6 утра до 12 ночи (Согласно Положению, утверждённому Минтрансом, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю; период управления транспортным средством в одну смену не должен превышать девять часов). А в общежитии на предприятии, где сотрудники могли поспать между сменами, не было отопления и горячей воды.

За март Виктору остались должны больше 600 гривень. К этому моменту он уже понимал, что добиваться этих денег — задача трудная и практически безнадёжная.

В начале мая четверо бывших охранников, включая Виктора, — всем им фирма осталась должна заработанные ими деньги — подали заявления в областную прокуратуру, налоговую и УБОП. 1 июня прокуратура Червонозаводского района возбудила уголовное дело по факту грубого нарушения законодательства о труде должностными лицами ООО «Статус-Авто» по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 172 УК.

В постановлении сказано: «Действуя намеренно, в нарушение требований статей 43, 45, 46 Конституции Украины, статей 11, 24, 48 Кодекса Законов о Труде, статьи 21 Закона Украины «Об оплате труда» и пункта 2.14 Инструкции про порядок ведения трудовых книжек работников, в период с февраля по апрель 2011 года должностные лица ООО «Статус-Авто» допустили к работе граждан (...) (четырёх охранников, подавших заявления МП), используя их наёмный труд в качестве охранников без выдачи соответствующих приказов или распоряжений про принятие на работу и оформление трудовых книжек, ведения табеля учёта рабочего времени, предоставления ежегодного отпуска, начисления заработной платы и обязательных государственных платежей в Пенсионный фонд».

Виктор отметил, что строители, обманутые руководством фирмы, тоже хотели подать заявления в прокуратуру, но не смогли этого сделать, потому что их деятельность требует наличия лицензии, а они подрабатывали без неё.

По словам Виктора, когда в прокуратуре начали расследование ситуации в фирме, заместитель директора обратился к бывшим охранникам с предложением выплатить все долги в обмен на подписание бумаги, что у них нет претензий к руководству предприятия. Но встречное условие — подписать эти бумаги и передать деньги в прокуратуре в присутствии правоохранителей — его почему-то не устроило.

Закон и перевозки

В списке из 16 предприятий, которые остались работать на маршрутах после декабрьской транспортной реформы, «Статус-Авто» нет. Маршрут 305э, согласно этому списку, был закреплён за ОАО «ХАТП16330».

В Департаменте транспорта и связи горсовета в ответ на запрос «МедиаПорта» ответили: «В данное время (19 мая 2011 года) договорных отношений между предприятием «Статус-Авто» и Департаментом не существует. К обслуживанию автобусных маршрутов указанное предприятие не привлечено».

На данный момент это предприятие на маршруте уже действительно не работает. С утра ворота на улице Чугуевской остаются закрытыми, шума разогревающихся дизелей за ними не слышно.

Машины на маршруте 305э относятся к предприятию «ТМ-Вира».

Однако среди водителей, работающих на маршруте, есть люди, прежде работавшие в «Статус-Авто». По словам одного из них, они перешли в «ТМ-Вира» около полутора месяцев назад. Пояснить, каким образом «Статус-Авто» работало на маршруте, при том, что с декабря таких прав у предприятия уже фактически не было, водители не смогли.

Директор «Статус-Авто» Олег Домбровский в телефонном разговоре с корреспондентом «МедиаПорта» утверждает: его машины ушли с маршрута в марте.

Олег Домбровский, директор «Статус-Авто»: «Договора с нами расторгли в декабре. Ну, в этом году, да, маршруты у нас позабирали, мы перестали работать. Квартал закрыли — и всё. После первого квартала деятельность закрыли — и всё».

Виновным себя в чём-то Домбровский не считает. По его словам, долга по зарплате перед экс-сотрудниками у него нет.

«Мы им уже выплатили. Ну, те считают, что мы что-то ещё должны, мы считаем, что не должны», — говорит он. Свою правоту намерен отстаивать в суде.


Закон и работа

Если вы осознанно соглашаетесь на неофициальную работу, и ваши отношения с работодателем не подкреплены никакими документами - всё строится на доверии, и пожаловаться в случае чего очень сложно, рассказывает юрист Харьковской правозащитной группы Айгуль Муканова. Или попросту невозможно, если не будет хоть каких-то документов, свидетельствующих о том, что вы действительно работали на этом предприятии (в случае с Виктором такими документами были журналы дежурств, в которых расписывались все охранники).

Если, поступая на работу, вы соглашаетесь на минимальную официальную зарплату и доплату в конверте, а потом с этой доплатой возникают какие-то проблемы — добиться помощи от правоохранителей также будет очень сложно. Ведь, поясняет юрист, в зарплатных ведомостях стоит ваша подпись о получении денег, а коллеги, дорожа работой, вряд ли согласятся выступить в качестве свидетелей. Выход — искать свидетелей среди уже уволившихся сослуживцев. Но это поможет в том случае, если вы хотите свести счёты с обманувшим доверие работодателем, которому придётся объясняться с налоговой. Оснований же что-то компенсировать вам по-прежнему не будет.

Страховкой может послужить трудовое соглашение. Так, если речь идёт об испытательном сроке перед окончательным приёмом на работу, в договоре должно быть чётко прописано, что будет по окончанию этого срока: вы будете приняты на работу; при каких условиях приняты не будете; какую компенсацию получите за этот период. Трудовое соглашение поможет и после испытательного срока — именно в нём будет указана сумма вашей зарплаты, и в случае задержек или недостач этот документ поможет в суде.

Правда, отмечает Муканова, часто на фирме предлагается типовой договор — и начальство неохотно соглашается на изменения в нём, а люди стесняются настаивать. В то же время активное неприятие «страховочных» уточнений к соглашению может дать вам знак, что на предприятии что-то неладно.