Web Analytics

Музыка: личное о современном

За последний год я услышал довольно много современной, хорошей, но малоизвестной музыки. Вот, хочу ею поделиться.

При этом говорю сразу - идти покупать диски и немедля ликбезиться не нужно: это сложно, дорого, непродуктивно; да и найти эту музыку на дисках трудно (если вообще возможно). Лично я просто захожу на гадостный сайт «Вконтакте» и там нахожу всё, что мне нужно. С моей стороны это, конечно, свинство, но многие музыканты сами выкладывают туда свои песни. Получается, вроде и пиратствую, а вроде и не очень. Так что рекомендую.

Первая группа, которой я хочу с вами поделиться, называется «Spiritual Seasons» (в народе – «Спириты») и вряд ли в Харькове ее кто-нибудь не знает (хотя... всяко может быть).
Эти люди не пишут (или почти не пишут) свои песни, они играют «кавера». Но тут дело в том, как играют! - и какие «кавера». Группа создавалась как студийный проект, а в итоге получилась хорошо сыгранная концертная команда с довольно плотным и интересным звучанием. А их басист – один из лучших басистов (по версии лично меня). Кроме того, они то и дело вытягивают из истории музыки всякие диковинные инструменты и обогащают ими свое звучание. А играют настоящий аутентичный фолк: Ирландия, Шотландия, Скандинавия, Норвегия и песня о том, как белочки и лисички кушали людей, потому что люди были плохими. На концертах «Спиритов» принято выходить и плясать всякие ирландские танцы. Я, как человек, мягко говоря далекий от хореографии, всякий раз сижу и чувствую себя в каком-нибудь ирландском пабе, причем в каком-нибудь шестнадцатом веке. Стоит послушать, правда - стоит.

Еще одна очень интересная фолк-группа живет в Запорожье и называется «All Rivers Heart». Она не так плотно звучит (да и не так сыгранно, что греха-то таить), но по энергетической насыщенности «Спиритам» не уступает. Группа более мягкая, меньше гитары и баса, а барабанов совсем нет, больше скрипки и флейты, красивый женский вокал и фронтмен-перкуссионист (тот редкий случай, когда фронтмен не поет), который делает весь пульс, всю изюминку группы – слушаешь и понимаешь: этот человек понимает и чувствует, о чем стучит. А еще «All Rivers Heart» отличается тем, что помимо модной нынче Ирландии-Шотландии играет еще и украинскую этнику. И вот это у них получается лучше всего - так, что аж!.. Надо слушать.

Говоря о фолке, нельзя не упомянуть о моей любимой «Башне» («Башня Rowan»). Не смотря на то, что играют они безусловный фолк, тексты у них свои; очень такие, славянские тексты: «Он в постели ее доводил до икоты»….

Здесь же следует вспомнить знаменитых москвичей, группу «Тролль Гнет Ель». Веселый «пивной» фолк с отголосками не то позднего рок-н-ролла, не то панка. Почти в каждой песне обязательно хоть кто-то, да напьется (что, кстати, довольно аутентично, учитывая текст самой главной ирландской народной песни «Some Say The Devil is Dead»: «Пей бренди в постели, пей бренди в постели, пей бренди в постели, жена станет красивой»).

У фолка и ролевой музыки есть одно очень важное достижение, которое тоже малозаметно для широкой публики; чтобы его объяснить, мне надо привести пример из жизни. Однажды я попал на собрание харьковского «Клуба Визбора», который проводит их по понедельникам в «Доме ученых». Оттуда я вышел с полной уверенностью, что авторская песня как жанр - таки умерла. Многие, наверное, со мной не согласятся, но в наше время пение про горы, ветра и костры под плохо настроенную гитару звучат безумно пошло (я говорю не о бардовской классике, а о ныне сочиненном). Сейчас писать и петь бардовские песни свежо и ново удается, наверное, только Олегу Медведеву, но это исключение можно очень просто объяснить: он и поэт чудесный, и музыкант талантливый, вот и всё.

А потом, через несколько месяцев после похода в «Клуб Визбора», меня занесло волонтером на фестиваль исторического моделирования ЮКОН, где я и открыл для себя новый вид музыки - «ролевая песня». Это, собственно, то же самое, что и авторская, только не про горные хребты и отвесные снегопады, а про боевые барабаны и отважных воинов; остальные атрибуты те же. И... не знаю, почему, но звучит отлично. Вот тут я хочу рассказать о трех людях, которых далекие от «ролевки» слушатели вряд ли знают. Это Филигон, Йовин и Крыс (вы только не пугайтесь).

Филигон (Ростислав Чебыкин) – истинный ролевик с довольно тяжелым для восприятия вокалом. У него замечательные тексты; то есть - они, конечно, про драконов и всё такое, но все равно замечательные. Он поет о своей жизни, просто о жизни, только делает это, используя хорошо знакомые ему образы. Нужно принять условность, как в театре, и всё станет ясно, уверяю вас. Филигон - служитель одного из трех китов, на которых в лучшие годы держалась авторская песня. Кит этот – музыка для души.

Йовин (Лина Воробьёва) – еще один кит, умная музыка. Только не надо путать, не «эрудированная», а умная. Нет, она не менее «для души», но именно ум этих песен, отсылки к литературным произведениям, аллюзии на что-то и создают атмосферу, полное ощущение того, что «в поход на чужую страну» неплохо бы взять с собой томик Шекспира.

Крыс (Алексей Ширяев) - … (тут, если бы мне позволяли рамки жанра, я бы поставил довольный жирный смайлик) классный чувак! С харизмой Джека Воробья (и внешне похож, кстати), легким поэтическим слогом и великолепным, виртуозным владением гитарой. Он хоть и следует образу спивающегося подпольщика, но на самом деле служит третьему киту авторской песни, коим в свое время заведовал Дольский – музыкальности.

Песни этих троих - они, конечно, для «своих», для посвященных, но… вот я не ролевик и вряд ли когда-нибудь им стану, а слушаю их с часто, много и с удовольствием. Впрочем, есть и другая причина. Авторов в этом жанре много, а я упоминаю только троих. Потому что для этих троих ролевая песня – не цель, а средство. В чем именно их цель – слушайте и сами всё поймете. Ну или, в крайнем случае, не поймете.

Отходя на шаг от фолка, хочу поделиться странным названием группы «Немного Нервно». «НН», хоть и позиционируется как фолк, фолком не являются. Это, скорее, арт-рок, при чем больше арт-, чем рок. Группа интересна очень образными текстами, которые не нужно стыдливо прикрывать тяжелыми гитарными партиями и замечательным вокалом. В музыке «НН» много чувственности, хрупкости, быстротечности и какой-то нежности, что ли. У них, между прочим, скоро концерт в Харькове, вполне можно успеть послушать, очароваться, да и сходить.

Но мы же, как заметили в одной идиотской юмористической передаче, «поклонники тяжелого рока, тяжелой судьбы и тяжелого похмелья». Берем чистый арт-рок, добавляем в него плотности звука, гитарку с фузовой примочкой и получаем казанскую группу «Дом Кукол». По моим ощущениям ребята сначала долго слушали Егора Летова, потом долго слушали «Animal Jazz», не забывая при этом о существовании Владимира Высоцкого. Вокал с надрывом (не позерское семиструнное хрипение, а ля Никита Джигурда, а скорее что-то отдаленно похожее на манеру Башлачева), и неожиданные, впечатляющие, не побоюсь этого слова, постмодернистские тексты: чего стоит только название песни «айвонтубиёдог» - так и пишется. А еще в «ДК» есть бек-вокалистка с вокалом не то народным, не то оперным. Она делает звучание группы очень необычным и богатым – в самом деле, ловишь себя на том, что тебе интересно, какую картину они нарисуют в следующем такте.

Добавим еще примочек к гитаре, громкости к басу, много-много лет опыта игры и московскую получим группу «Умка и Броневик». Ну как московскую…. На последнем концерте в Харькове «Умка» (Анна Герасимова: гитара, вокал) рассказала, что за последние 3 с небольшим месяца они сыграли 30 концертов, так что родиной этой группы скорее можно назвать поезд. «Умка и Бро» – это уже совсем американская музыка, фузатая, басатая и бойкая, порой даже зубастая. Но более всего группа интересна невероятным количеством энергии, идущей со сцены в зал; я такого не встречал больше ни у кого. Поэтому прослушивание студийных записей «Умки» – это просто подготовка к концерту и еще разучивание текстов, чтобы подпевать. Чтобы понять, что такое «Умка и Броневик», надо сходить на их концерт, желательно на электричество (бывает еще акустика). Это как в футболе: одно дело - смотреть по телевизору, совсем другое – на стадионе. Благо, ездит группа много и в Харькове бывает часто. Лично я был на их концертах 5 раз за последний год, при чем один раз я поехал специально на концерт в Полтаву и один раз - опять-таки, специально - на концерт в Белгород. Мне кажется, это показатель.

Ну вот, коль скоро мы доехали до рок-н-ролла, надо сказать о еще одной харьковской команде, именуемой «Jiving BO». Это совсем рок-н-ролл, безусловный, на английском языке и с хриплым, чисто американским вокалом. Участники группы умеют играть безупречно, у них лажа – редкость. И их студийные записи отличаются очень хорошим качеством звука. В общем, кто увлекался когда-нибудь «Роллингами» - очень рекомендую.

Есть еще на свете реперы, панки и металлисты. Но только, признаться, в металлистах я вообще ничего не понимаю, в панках разбираюсь плохо, а реп просто не люблю. И всё-таки знаю я одного репера, которого можно послушать - хоть и очень-очень выборочно. Зовут его Иван Алексеев, а в широких попсовых кругах он известен под именем (названием?) «Noize MC». Его творчество - неоднозначно, часто это умозрительная неоправданно-матерная пошлятина. Но послушать его всё-таки стоит. Во-первых, из-за очень хорошего владения так называемой «читкой» (чтение репа) – действительно очень хорошо получается; а во-вторых, из-за стихов, хороших стихов – они у него встречаются очень редко, но если встречаются, то очень хорошие. Это прежде всего песни «Кантемировская», «Y.E.» и «Потерянные страницы красной книги».

Среди панков же есть группа «Тимон и Ко», которая отличается полнейшей безбашностью. Минус в том, что музыка одноразовая: однажды послушать прикольно, второй раз – уже многовато, а послушать третий раз - такой фантазии совсем не возникает. Зато этой группе принадлежит рифма, которую я часто и с восторгом цитирую – единственная неизбитая рифма на слово «любовь»: любовь – кирпич.

Говоря о панках, я бы еще рассказал о винницкой группе «ТІК» (мало кто знает, что эта аббревиатура расшифровывается, как «Тверезість і Культура»). Рассказал бы, если бы не увидел один раз вокалиста этой группы, господина Бронюка, на плакате Тимошенко. Я все понимаю, кушать хочется и всё такое, и я, упаси Бог, не эстет, но панк, рекламирующий политика – это без меня, извините. Не хочу иметь с этим ничего общего.

А есть еще такая музыка, которую очень трудно приписать к какому-нибудь стилю или с чем-нибудь запараллелить. Хочу рассказать тем немногим, кто по несчастливой случайности не узнал сам о группе «Бигуди». Это музыканты, задача которых «что-то там играть», пока Гришковец читает свои замечательные тексты. В этой группе никто не поет, вернее вокал кое-где появляется, но только в виде еще одного музыкального инструмента или бит-бокса (воспроизведения голосом звуков перкуссии). Их музыка похожа на импровизацию, но на самом деле написать такую партию, которая бы воспринималась, как придуманная на ходу, наиболее трудно. Задача этих музыкальных образов – подчеркнуть и развить то, что читает Евгений Гришковец. И это у них получается блестяще! Само творчество Гришковца волшебное, а вместе с «Бигудями» оно становится просто небесным. Очень рекомендую всем без исключения.

К следующей группе я отношусь с особым трепетом. Она называется «Белая Гвардия». Мягкая нейлоновая музыка с очень приятным, шелковым вокалом, как мужским, так и женским, и восхитительными текстами. По атмосфере «БГв» больше всего похожа на название питерского арт-кафе «Кофе&Книги». Музыка очень поэтичная, очень литературная, спокойно одухотворенная; так, наверное, звучала бы настоящая питерская белая ночь. К «Белой Гвардии» надо относиться с уважением, ее нельзя включить просто фоном, лишь бы что-то шумело. Это даже не музыка, это скорее собеседник, которого встречаешь, гуляя в одиночестве летом по ночной набережной Невы: он чужой, незнакомый, но где-то в глубине чем-то очень похожий на тебя самого. И разговор с ним придется выстраивать очень бережно, издалека и аккуратно, иначе ничего не получится, он просто уйдет себе дальше гулять, оставив тебя одного, уйдет без тени сомнения или сожаления.

Напоследок я оставил группу, которая будет моим личным подарком - тем, кто дочитает до этих строк. У этой группы как минимум самое замечательное название на свете. Она называется «Сон Лемура». И я даже не знаю, что о ней сказать. Такой доли души на каждую букву текста, на каждую ноту музыки я не встречал нигде и ни у кого, кроме, может быть, «Аквариума» и других волей-неволей признанных мастеров, а еще, наверное, у Эдварда Грига и Рихарда Вагнера. Роскошные тексты, богатая музыка и полнейшая, совершенно незаслуженная неизвестность. Группа записала только один альбом, и все, кто ее знают, все 282 человека (группа фанов в том самом «Вконтакте») просто ликовали. Этой музыке надо просто отдаться целиком, она сама отключает весь человеческий прагматизм, жизненный опыт, все житейские проблемы и все прочие ненужные и неважные вещи, оставляя только душу, сама в эту душу вставляет чувства – чувства в чистом виде, безо всяких примесей, и сама включает все обратно. И вроде все остается, как было, только жить становится чуть-чуть светлее, добрее и тише. У «Сна Лемура» совсем нет плохих песен, вот вообще ни одной, совсем нет никаких признаков никакого стиля, никаких попыток никому подражать, у них есть только свой собственный язык, очень легкий для понимания всем, кто не боится отдаться музыке целиком хоть на 3 минуты 38 секунд, пока длится песня «Спаситель». А дальше, как всё настоящее, оно либо твое, либо не твое.

Я это всё написал не для того, чтобы все тут немедля бросились слушать современную музыку, обделенную их вниманием. Просто если вдруг у кого-то будет свободное время и настроение что-то послушать, то есть такие вот музыканты, есть такая музыка, есть в открытом доступе – абсолютно вся, и ее можно послушать. Если кому-то это будет полезно, интересно, если что-нибудь понравится, если кому-нибудь от этого станет хорошо - мне будет очень приятно. Вот и всё, что я хотел сказать.

Автор: Макс Стативко