Web Analytics

Возрождение Украины начнется с «РАЙ.центра»

На днях я отправилась в книжный магазин в поисках новой книжки Ешкилева – люблю я, знаете ли, интеллектуальную прозу... Книжки Ешкилева я не нашла, зато приобрела новую Люко Дашвар – я ведь, знаете ли, женщина и патриотка.

Кажется, Люко Дашвар – единственный автор в современной украинской литературе, учитывающий замечания, высказанные по поводу предыдущих книг. В своем новом романе «РАЙ.центр» (шоколадная корона-2009) пани Ирина Чернова так решительно порывает с темой села, что возникает сомнение, писал ли этот текст тот же человек, что и «Село не люди» и «Молоко с кровью». Впрочем, фирменное словцо «стыць», с помощью которого выражаются удивление, возмущение и превосходство персонажей, все-таки доказывает аутентичность текста.

Итак, напрасно я надеялась, что думы и чаяния нового поколения-2000 в литературе будут выражены Артемом Чехом и Ирой Цилык. На этот поезд они опоздали – именно Люко Дашвар в «РАЙ.центре» подарила нам собирательный образ современной молодежи. Талантливой, работящей, с высокими идеалами и устремлениями. Конечно, найдутся снобы, которые скажут, что Люба, Гоцик и Макар – главные персонажи романа – просто понаехали покорять столицу ради собственных амбиций. Но читая о трогательных посиделках за кофе в крохотной съемной квартире, понимаешь, что эти дети действительно мечтают о лучшем будущем для своей страны: «Давайте поклянемся тут и сейчас… Когда станем богатыми и знаменитыми, сделаем что-то в память о себе. Вот, к примеру… Выровняем мостовую на Андреевском» (с. 23). И все, конечно, клянутся, хотя иногда из благородных уст молодых энтузиастов доносятся и более реалистические признания: «У меня другой принцип: я украинец. То есть: воля плюс секс и хорошо покушать» (с. 39).

Несмотря не некоторые отличия в мировосприятии, Любу, Гоцика и Макара объединяет одно: они не любят богатых и метросексуалов. Тем не менее, будучи вынуждена зарабатывать, Люба устраивается домработницей к некоей «жирной» во всех отношениях даме с садистскими наклонностями, которая разбрасывает под мебелью иголки, чтобы проверить, достаточно ли хорошо девушка моет пол. Естественно, Люба мстит жирной, нафаршировывая иголками ее любимое кресло, и покидает этот ужасный дом, чтобы немедленно влюбиться… в сына своей хозяйки, который в начале книги проходит под условными названием «драгоценно небритый мажор» на «мазерати».

Этот весьма тривиальный сюжетный поворот Люко Дашвар разбавляет мистикой с национальным колоритом, ведь когда Люба, поняв, что дюжину иголок в задницу получила мамуля ее любимого, она бросается к Днепру… И из воды ее спасают два странных молодых человека, которые оказываются… сердюками войска гетмана Петра Дорофеевича Дорошенко! Триста сорок лет они спали мирным сном, проснувшись в 2008-м, чтобы спасти Любину душу и заодно национальное сознание современных украинцев. Ведь оказавшись в стольном Киеве, который кумовья Свиря и Микишка сначала принимают за рай, казаки понемногу выясняют, что не все так хорошо на родной земле: «Гетмана теперь нет. Воры правят. За одно кресло сто воров бьются, да так грызутся, всю страну трясет» (с. 108) и так далее.

Отвратительная суть современных власть предержащих раскрывается на протяжении основного действия за экстремально короткий промежуток времени – четыре дня. Гоцик, Макар и Максим (драгоценно небритый мажор) ищут Любу, отец Максима пытается выгородить сына, который будто бы спровоцировал самоубийство девушки, а Свиря с Микишкой путешествуют по Киеву, тихо офигевая… Не все выходят победителями из этого марафона, кое-кто диаметрально меняется ролями: «плохой» мажор Максим становится на путь служения людям, а «принципиальный» Макар продается за большие деньги политиканам. Эти чудесные перевоплощения, собственно, призваны убедить читателя, что все еще возможно изменить и для Украины в целом.

Поэтому-то тема села, от которой Люко Дашвар вроде бы отказалась в новом романе, приобретает качественно новое звучание, поднимаясь до уровня национального мифа, где погрязшая в грехе столица с чисто просветительским пафосом противопоставляется периферии. «Так вот где Украина спряталась! По райским центрам, где слава гудела… Когда это Украина на Киев озиралась? Украина на Чигиринах и Батуринах строилась. Под Котельвой силы набиралась, в Нежине и Глухове решения принимала. Вот сала поедим, поедем по райским центрам. Людей к достоинству призывать» (с. 255), – говорит кум Свиря.

Национальная идея, адаптированная под потребителя, «щира» любовь без всякой порнографии и никаких интеллектуальных наворотов – кажется, в лице Люко Дашвар КСД нашел своего идеального автора. И все равно на фоне гор рецептов, гороскопов и другой макулатуры украиноязычная Дашвар выглядит тут как бедная родственница, несмотря на похожий яркий дизайн обложки и шоколадные короны. Интересно, как долго она продержится в этом клубе…

Люко Дашвар. РАЙ.центр. – Харків: Клуб сімейного дозвілля, 2009.