Истории «за жизнь», или Ностальгия по-харьковски

Честно сказать, с творчеством группы «Танок на майдане Конго» я знакома не очень – кроме общеизвестных «Зроби мені хіп-хоп» или «Шопопалошоу», на которые, впрочем, в свое время хотелось отреагировать разве что цитатой «из них же» – «мамо моя рідна, як мені набридло»… Поэтому когда стало известно, что музыкант ТНМК Александр Сидоренко (Фоззи) написал книжку, я сразу подумала, что это, наверное, какой-нибудь молодежный хип-хоп с безответной любовью, или очередные мемуары «как я стал музыкантом», или попытка «показать внутреннюю сторону мира шоу-бизнеса».

Из первых же отзывов о книге стало понятно, что она не об этом, и, значит, ее можно читать :).

Вообще же факт того, что автором книги «Ели воду из-под крана» является музыкант известной группы и раскрученный телеведущий, привнес свою интригу в массы читающей и пишущей публики. Так, прозвучала мысль, что Фоззи пролез в литературу с черного хода, использовав свою звездность, и что есть много талантливых, а главное профессиональных писателей, пишущих по-русски и гораздо интересней. Что касается первого, то тут как бы и не поспоришь – жизнь вообще несправедлива, хотя что мешает этим талантливым писателям пробиваться в литературу с парадного? А что до «профессиональности», то, положа руку на сердце, следует признать, что нынче любой студент, прослушавший на филфаке курс теории литературы, уже вполне серьезно считает себя профессионалом, хотя не факт, не факт… Как и многолетнее присутствие в окололитературной тусовке тоже не является гарантией таланта :).

Найдутся, очевидно, и сторонники идеи «зрады» Фоззи идеалам украиноязычной группы ТНМК – зачем, дескать, написал книжку по-русски, да еще с матюками, да еще с пацанами и с семками на районе?.. Достаточно нам уже этого в украинской литературе! Никакого патриотизма так не дождешься… На вопрос же, где мы в последний раз читали о тяжелых буднях простых пацанов, последует банальный ответ – у Жадана. И действительно, многие отправились в магазин за книгой Фоззи именно в поисках романтики потерянного поколения девяностых. Книга Александра Сидоренко не обманет их ожиданий, хотя на самом деле в ней показаны люди разного круга и разные «районы», а время действия захватывает и наши дни. Откровенные истории «за жизнь» – и не думаю, что диагноз «просто интересный рассказ» может привести к летальному исходу :).

Хотя сравнивать дебютантов с Жаданом давно стало дурным тоном, не могу не отметить, что при всей схожести проблематики, Фоззи более реалистичен: если первый из поэтики спальных районов творит собственную мифосистему, то второй – беглые жизненные зарисовки. Кроме того, в актив Сидоренко идет упомянутый уже выше русский язык – наконец-то у читателя не возникает когнитивного диссонанса, вызванного тем, что простые граждане говорят на литературном украинском языке, изысканно вставляя маты для создания постмодерного колорита :).

В «Ели воду из-под крана» нет богатой метафорики и стилистических экспериментов, а мораль, по большому счету, сводится до средне-философского «в нашей жизни все бывает, как пела София Ротару». Но даже я, будучи всей душой чужда романтике девяностых, на некоторое время примирилась с собственными воспоминаниями о тех мутных временах, когда мы ели воду из-под крана и боролись за выживание. Ироничные, но не злые рассказы Фоззи примиряют также с современной действительностью – ну вот такая она, не фонтан, найдем же и в ней жизнеутверждающие моменты…

По сути, единственное, чего хотелось бы побольше, – это Харькова :). И думаю, человек, который в 1989 году организовал группу «Новые дома», ставшую впоследствии ТНМК, может нам еще порассказать о Харькове многое…

Фоззи. Ели воду из-под крана. – Х.: Треант, 2009.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.