Электронные тексты живой литературы

Часто ли вы покупаете книги в магазинах? А часто ли случается так, что книжка, за которую вы выложили 25 (30, 40 и так далее) гривень, разочаровывает вас? И потом вы не знаете, куда ее пристроить, ставите на дальнюю полку, где она собирает пыль и действует вам на подсознание?

Выход есть: покупайте книги в Интернет-магазинах в электронном виде – тогда много места для хранения вам не понадобится, а избавиться от них, если такая необходимость возникнет, тоже будет очень просто – легким нажатием клавиши delete :).

13 февраля этого года книжный портал «Буквоед» и магазин электронных книг BookLand презентовали совместный проект «Только тексты» («ТТ»). На сайте BookLand’а впервые в Украине появились произведения современных украинских авторов, которые на протяжении года будут доступны читателю только в электронном виде. Это повесть Михаила Брыныха «Шахматы для дыбилов: цейтнот доктора Падлючча», повесть Тараса Антиповича «Лох», романы Андрея Кокотюхи «Осенний сезон смертей» и «Последний раз», роман Олега Крыштопы «Все женщины курвы» и сборник ессеев Виктории Стах «Пазлы тела Божего».

Проект, по словам его идейного вдохновителя писателя Михаила Брыныха, возник вследствие нескольких причин, и в первую очередь того, что в условиях экономического кризиса активность книгоиздательства снижается, а цены на печатные книги возрастают, тогда как плата за представленные в проекте электронные тексты будет практически символической – от 10 до 15 гривень. Таким образом, проект «Только тексты» позволяет максимально сократить дистанцию между новыми книгами и аудиторией, которая интересуется современной украинской прозой.

Михаил Брыных ответил также на несколько других вопросов «МедиаПорта» о проекте «ТТ».
– В пресс-релизе Вы говорите, что возникновение проекта не в последнюю очередь было обусловлено кризисом, в том числе в книгоиздательстве, вследствие чего украинским авторам стало сложнее пробиться в печать со своими произведениями. Отсюда возникает вопрос: для кого в первую очередь предназначен «ТТ» – для авторов или для читателей? Как возникло наполнение проекта, кто предложил именно этих авторов?

– «Антикризисный» пафос проекта «ТТ» обусловливается простым наблюдением: авторы пишут, как и писали, читатели тоже вряд ли внезапно избавятся от вредной привычки читать книжки, а в то же время средние и малые издательства в последние месяцы фактически «заморозили» свою деятельность. Естественно, это повлияет на книжный ассортимент 2009 года. Таким образом, лучший случай для того, чтобы запустить подобный проект «виртуального издательства», трудно даже представить. Все его преимущества и недостатки вроде бы известны наперед, но ведь никто еще не пытался наступить на эти грабли – нет такого опыта, цифр, статистики.
Теперь о том, кому это надо.
Авторам – меньше всего, ведь они отдают свои права на год, а вместо гонорара будут получать только процент от продаж. С другой стороны, если их электронные книги покупать не будут, то они просто потеряют те копейки, которые получили бы за «нормальные» (бумажные) книжки. Убежден, что интерес к новому для нашего книжного рынка делу все-таки превысит эти смешные потери. Важно следующее: если бы наши издатели сейчас чувствовали себя чуть увереннее – собрать пригоршню текстов для такого эксперимента вряд ли бы удалось так легко.
Нужно ли это читателям? Собственно, это и является «предметом исследования».
А вот кому это нужно больше всего – книжным маркетологам, которые получат важные для из будущей деятельности полевые исследования.
Состав участников у нас никак не ограничен – в ближайшее время к первым пяти авторам могут добавиться еще несколько, посмотрим. Почему именно эти, а не другие? Потому что коррупция :).

– Если с интернет-пиратством действительно не стоит бороться, поскольку оно свидетельствует о популярности тех произведений, которые скачивают из сети, то почему авторы не выложили свои тексты бесплатно, рядом с классиками, книги которых находятся на BookLand’е в свободном доступе? Тем более что логичным кажется такое развитие событий, когда несколько человек купят книги, а дальше уже «пустят их в народ» в текстовом формате? Какими будут доходы авторов от продажи электронных книг?

– Цель проекта «ТТ» состоит не в том, чтобы хоть как-то опубликовать тексты – для этого существуют десятки разных интернет-ресурсов. Нас, прежде, всего интересует, есть ли у электронной книжки (когда речь идет именно о современной украинской литературе) свой читатель, который заинтересован именно в таком потреблении новых текстов. И насколько она вообще нужна в качестве альтернативы бумажному изданию со всеми его очевидными недостатками (а это, прежде всего, проблемы с дистрибуцией и высокие цены).
Я объясню это все на простом примере. Вот есть такой автор Михаил Брыных. У него в Украине есть сто читателей. Когда у Брыныха выходит бумажная книжка – большинство не может ее купит по двум причинам: ее или нет в книжном магазине (или даже нет самого магазина), или она стоит слишком дорого, что легко объяснить хотя бы небольшим тиражом.
Но если эта книжка появляется как электронное издание, доступ к ней упрощается по всем показателям. Во-первых, найти в Украине компьютер, подсоединенный к Интернету, гораздо проще, чем найти книжный магазин. Во-вторых, стоит она как минимум втрое дешевле. А в-третьих, если добрые люди буду распространять ее в сети, то платить вообще не надо.
О доходах – это самая смешная часть вопроса, но и она содержит несколько интересных аспектов. Когда читатель покупает бумажную книжку – он платит всем, кроме автора (который получает в среднем 5% от конечной стоимости книжки). Если электронную – то он платит, прежде всего, автору. Также интересно проверить теоретическое представление о том, что рынок электронных книг составляет приблизительно 10% от бумажного. Касается ли это современной украинской прозы?

– Роман Олега Крыштопы начинается словами «Йоб твою, на хуй, блядь, мать! – сказал Кот», а дальше в тексте даже мельком заметны несколько откровенных сцен, что на фоне последних событий с книгой Олеся Ульяненко «Женщина его мечты» вызывает беспокойство: не обратит это обстоятельство ли на себя внимание НЭК? С другой стороны, интересно, не начнут ли теперь украинские писатели усиленно педалировать тему половых отношений и эротики исключительно из-за свойственного украинцам духа протеста и противоречий? :)

– Мне как-то не хочется говорить о НЭК – ее деятельность антиконституционна и абсурдна. Станет ли этот случай с книжкой Ульяненко новой конъюнктурой? Думаю, что станет, но ненадолго. У нас есть гораздо более надежная и перспективная конъюнктура: псевдопатриотические спекуляции на темах УПА, голодомора и так далее.
Крыштопы эта история никак не касается, он умышленно начал роман так, чтобы отшить нежелательного читателя – и это его право.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.