Web Analytics

Пешеход с «кошачьими глазами», или Кто такие фликеры?

После введения новых штрафов водители стали ездить аккуратнее. А в местах особого скопления «ГАИшников» поток машин часто движется со скоростью эскорта английской королевы. Но есть моменты, не зависящие от лени водителей или от их бережливости. Например, вовремя заметить пешехода в темноте сможет не каждый, даже если очень захочется.

В Европе, как это обычно и бывает, проблему уже решили – с помощью микропризматичных светоотражателей, или фликеров. Харьковские общественники и правозащитники по мере сил пытаются внедрять идею в наших реалиях. Но дело пока держится на голом энтузиазме.

Можно сказать, что этим новшеством пешеходов в очередной раз пытаются приравнять к водителям. Фликеры, предназначенные для пешеходов, действуют по принципу кошачьего глаза. Посветив на кошку фонарем, можно заметить ее по бликам от глаз на расстоянии 80 метров. Материал, из которого делают фликеры, устроен аналогичным образом – его верхний слой отражает свет точно в обратном направлении, то есть посылает его прямо на источник, а не под углом, как нас учили в школе. В итоге сложно поверить, что внутри значка нет никаких лампочек и батареек – настолько ярко он блестит при свете фар. При ближнем свете водитель сможет заметить пешехода с фликером на расстоянии 150 м, при дальнем – на расстоянии 400-500 м, и будет иметь достаточно времени, чтобы отреагировать.

В Европе и Скандинавских странах фликеры – даже не тенденция, а традиция и законодательно закрепленная норма. Дети цепляют их на рюкзаки или повязывают на шее тесемкой, взрослые носят их на ручке кейса или даже прикрепляют цепочкой к дорогим шубам. Во всех странах, где пешеходы носят фликеры, статистика ДТП существенно снижается. В Украине при использовании светоотражателей уже зафиксировано снижение количества ДТП с участием детей в 7 раз. То есть речь идет даже не о процентах.

В Харькове идея прорабатывается сразу по нескольким фронтам. И как всегда - не с подачи местных властей. Лидеры правозащитных общественных организаций во главе с помощником министра МВД по правам человека Юрием Чумаком на Старый новый год привозили подарки в харьковский Приемник-распределитель для детей. Среди подарков были и фликеры.

Кроме того, Юрий Чумак замечает, что уже предоставил министру подробное исследование ситуации и получил одобрение. Правда, МВД, и в частности ГАИ, могут только содействовать этой идее, но производить и распространять фликеры – не их функция. Пока в Харькове этим занимается только «Общество участников движения». Производство на данный момент дислоцируется в Эстонии, в качестве материала используется пленка американского производства. О переводе производства в Украину можно будет говорить только после того, как будет решен вопрос с финансированием.

Сейчас харьковские общественники уже вложили около 100 000 долларов в одно только оборудование (с частью средств помогли эстонские партнеры). Утверждают, что и сам процесс очень дорогостоящий, и во всех странах о рентабельности такого производства можно говорить только благодаря колоссальному спросу. Это и позволяет обеспечить сравнительно невысокую цену светоотражателя – около 0,3 евро. Таможенные проблемы тоже пока не позволяют перевезти производство в нашу страну – из Украины поставлять фликеры на запад будет на порядок сложнее и дороже.

Исходя из европейского опыта, приучать народ к новшеству можно будет и через кнут, и через пряник. С одной стороны, во всех странах, где фликеры поначалу были просто одобрены «наверху» как одно из средств безопасности на дорогах, теперь появление на улице без этого значка даже влечет за собой штраф. В Латвии придется выложить около 4 долларов, в Беларуси – 10 долларов, в западноевропейских странах – 20 евро. То есть в любом случае больше, чем обойдется сам фликер. Правда, штрафуют взрослых, не проследивших, чтобы их ребенок надел светоотражатель. Самих детей только останавливают и проводят воспитательную работу.

Кроме того, в производстве фликеров задействованы и дизайнеры, и они не даром едят свой хлеб. Производители демонстрируют целые каталоги значков в форме звездочек, сердечек, различных зверушек. Так что эстетический момент тоже учтен, и не стоит бояться, что ребенок с таким аксессуаром станет похож на парковщика или гаишника. А при правильном подходе даже можно сделать из этого легкую манию, как в свое время было с фенечками, наклейками, вкладышами из жвачек и так далее. Например, в Эстонии школьники не ограничиваются одним фликером, многие буквально ими увешаны, коллекционируют, обмениваются. В общем, от обязаловки не остается и следа.

В Украине о продаже фликеров речь пока не идет. Во-первых, идея практически не раскручена, так что «не до жиру – быть бы живу». Во-вторых, из соображений благотворительности и социальной значимости фликеры решено было на первых порах распространять бесплатно хотя бы среди детей. Члены общественной организации уже раздали в школах тысячи этих светящихся значков. Тут Главное Управление образования и науки облгосадминистрации помогло в организации процесса. А вот с финансовой стороной вопроса все не так радужно: в апреле 2008 года областной программой по повышению безопасности дорожного движения в Харьковской области было предусмотрено производство и распространение среди населения «индивидуальных светоотражателей» и выделено по такому случаю 50 000 грн. По словам главы «Общества участников движения» Александра Ситенко, деньги так и остались на бумаге, потому как стал действовать универсальный аргумент: дескать, кризис же на дворе, не до этого. Не говоря уже о том, что эта сумма – капля в море по сравнению с тем, сколько необходимо в целом. Между тем, как замечают общественники, вопрос пора ставить в новом ключе: «Ты не даешь денег – значит, ты против того, чтобы обеспечить безопасность на дорогах, более того – ты за то, чтобы дети гибли…»