Ира Цилык, «Послевчера»: новое поколение выбирает новое

На протяжении последних лет мы как-то привыкли, что персонажи сучукрлита – это типичные «лишние люди», находящиеся в перманентном конфликте с собой и окружающим миром и разрешающие этот конфликт в основном с помощью алкоголя, драпа и околофилософских размышлений. В то же время, скажем, на меня личное знакомство с представителями поколения 2000 производит совершенно другое впечатление: они, в отличие от светлой памяти поколения 90-х, не только хорошо представляют, чего хотят от этой жизни, но и старательно работают на достижение своей цели. Иногда, я бы сказала, даже слишком много работают :).

Я имею в виду поколение мальчиков и девочек, рожденных в 1980-85-х годах, которые выросли на «развалинах империи», отведав тяжелого детства в голодные 1990-е (подозреваю, что именно оно закалило в этой молодежи волю к победе), а сегодня активно работают в разных общественных отраслях – взять хотя бы сучукрлит :).

Под этот портрет идеально подходит героиня автобиографической повести «Послевчера» молодой киевской писательницы Иры Цилык.

Заводя стандартный рассказ о девочке, которая считала своих потерянных в кризисе 90-х родителей жалкими («мама плакала, папа пил»), «таскалась по районным генделям с друзьями, курила драм и уже точно знала, чего она хочет от жизни»: «Я буду сильно , я буду иметь все, что захочу, я буду носить гриндерсы за 500 гривен» (с. 13), Цилык затрагивает как минимум два противоречия, которые были камнем преткновения для предыдущих поколений сучукрлита.

Первый – конфликт «отцы и дети». От «Растет черешня у мамы в огороде» и до родителей Виталика жабы из «Анатомического атласа» Артема Чеха проблема непримиримого конфликта между родителями и детьми в украинской литературе в основном констатируется, но остается безальтернативной. Не скажу, что Цилык подробно освещает эту тему, но, по крайней мере, мать ее героини Киры в глубине души поддерживает жизненные планы дочери: «Она будет сильной, у нее будет все, что она захочет, Кира будет счастливее меня …» (с. 13).

Очень тянет объяснить этот феномен с гендерных позиций – ну конечно, Кира же девочка, была бы она мальчиком, да продолжала бы ходить по барам, реакция мамы была бы совершенно другой, и вообще, девочкам проще! Тем не менее, вряд ли можно отрицать симптоматичность варианта разрешения второго «вечного» конфликта: борьба с системой может осуществляться не только путем алкоголизма и нонконформизма.

Именно эту неожиданную мысль доносит нам дальнейший рассказ о Кире Буцим: описанные с юмором вступительные экзамены, учеба, профессия режиссера и – главное – первые годы работы: «Она круглосуточно варилась в продакшене, работала ассистентом режиссера днем и ночью, с ангиной и гриппом, с депрессиями и нервными срывами, и несла на своих плечах большую кучу дел. Правда, не одна Кира насиловала тут свои здоровье и душу – десятки мальчиков и девочек со стальными нервами и огромными амбициями никогда не спали, никогда не ели и никогда не выходили за границы этого бизнеса» (с. 31).

Цилык говорит только об одной сфере бизнеса – той, в которой вращается сама, но это не значит, что в других сферах сегодня не «вкалывают» с не меньшим энтузиазмом молодые и амбициозные мальчики и девочки. Просто девочки первыми начали писать об этом книги – а у мальчиков зато есть личные автомобили :).

В новых экономических условиях поколению 2000 приходится решать новые противоречия: выпав из идеальной общности аутсайдеров и маргиналов, они оказываются в оппозиции к ней. Их конфликт – конфликт с социальной кастой, из которой они вышли, и которая продолжает считать, что их место – в трущобах непрестижных районов. Показательна в этом плане одна из сцен повести, где Кира в начале своего профессионального пути вместе с остальными прохожими видит «еще совсем юных, но уже сознательных девочек», которые выпархивают из теплых машин. «Где-то внутри ей хотелось звякнуть голосом своей соседки «вот проститутки» и скривить презрительно губы», – сознается героиня. Тем не менее трезвый анализ – «может, эта девочка сама себе заработала на машину, тяжело работая каким-то администратором с 18-ти лет и дослужившись до властной продюсерши в свои 25» – приводит к выводу: «Так почему бы ей не иметь спокойного лица и всего, что этому спокойствию предшествует?» (с. 82 83).

Таким образом, в своей книге Ира Цилык не только констатирует «новый выбор» поколения 2000, но и пытается показать его воплощение в жизнь. Для героини «Послевчера» символом новой перспективы становится Париж, куда она едет работать.

Вы найдете в книге много ярких и очень легких зарисовок – Киев, Крым, Париж, Канны, – которые свидетельствуют, что «надуманные импрессионистские боги» были добрыми к Ире Цилык. Свет, звук, цвет, внимание к деталям, позволяют отнести ее повесть к парадигме импрессионистического письма, которое всегда оживляло литературный дискурс с его традиционно доминирующим концептом «как страшно жить»...

Так же легко воспринимаются описанные в книге эмоции и переживания – не в силу своей легковесности, а в силу отсутствия пафосной драматичности: непростые судьбы подруг, смерть мастера – любимого преподавателя, отношения с мужчинами… Ну вы же правда не думали, что в книге молодой украинской писательницы не будет идти речь о любви? :)

На самом деле это, вероятно, самые удачные «картинки» всей повести. Мальчик, который говорит «Кира, я как подумаю, насколько мы с тобой счастливы! У нас впереди минимум 50 лет семейной жизни… Если я не умру в 28» (с. 55), – и не появляется на следующий день, чтобы потом появиться, когда уже – не нужно… Мужчина, у которого есть другая, и разрыв с которым равен новому этапу в жизни, рождению «новой» Киры, которая учится переступать через прошлое несмотря на боль. Сцену, случившуюся непосредственно после этого разрыва, можно рассматривать как квинтэссенцию всей книги – книги о новом выборе:

«– Зачем ты просишь? Тебе не стыдно?
– Не стыдно, – девочка спокойно смотрела и почесывала волосы под шапкой.
–А я только что сделала больно одному очень хорошему человеку, – сказала Кира и полезла за кошельком.
– И тебе не стыдно? – спросила девочка и засмеялась.
– Не стыдно, – ответила Кира и заплакала, а потом дала девочке пять гривен» (с. 93).

Ира Цилык. Послевчера. – К.: Факт, 2008.

Редактор: 
Аватар пользователя мурат
мурат
07 апреля 2016 - 19:02

Мы применяем только проверенные материалы, с необходимыми сертификатами, клиент может не переживать по этому поводу. Мы всегда можем показать необходимые документы. Обращаясь к нам заказчик может быть уверен – все будет выполнено качественно, быстро и с гарантией.
Прежде чем приступить к монтажу http://zaboroff.spb.ru/ ограждения загородного участка, каждый из нас первым делом задается вопросом, какой забор выбрать. Должен ли это быть глухой забор, через который нет ни малейшей возможности заглянуть внутрь, либо ограждение, открывающее полный обзор и позволяющее каждому прохожему оценить красоту участка – дело вкуса и требований, которые предъявляете к своему забору лично Вы. 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.