Web Analytics

Mediapost on-line. Михаил Брыных: «Шахматы для дибилов», Апокалипсис для публики

Украинский писатель Михаил Брыных – человек слова. Его книга «Электронный пластилин», вышедшая в прошлом году, кроме всего остального, действительно рассказывала о пластилине – как метафоре технического прогресса и его дегуманизирующей роли в жизни социума. А вышедшая в этом году книжка «Шахматы для дибилов»… действительно рассказывает о шахматах. Хотя лично я надеялась, что там будет о любви… Ну или хотя бы не так много о шахматах :).

Итак, если в шахматах вы совершенно не разбираетесь, то читать основную часть книги Брыныха вам будет сложнова-то. Не без пользы, конечно: роман раскроет перед вами «общие принципы дибютной теории» и «курс настоящих шахматных дибютов», причем весьма доступным языком и не без чувства юмора. Язык же «Шахмат…» доступен настолько, что я уже вижу, дорогие читатели, как вы едва сдерживаете замечания автору и корректору: «Слова дебил и дебют пишутся через Е!». Конечно﷓конечно, но официальное правописание в книге Брыныха не действует, как не действуют и нормы литературной речи…

По идее, если считать литературную речь искусственным построением, которым в жизни никто не пользуется, то суржик автора и персонажей «Шахмат…», должен свидетельствовать о жизненной правдивости и реалистичности изображения. Однако в отличие от, скажем, тех же «Писем братана», в уста персонажей Брыных вкладывает не речь простых граждан, а собственную риторику, которой отмечены записи в его живом журнале: интертекстуальная связь между этими двумя дискурсами лежит на поверхности, ведь одного из центральных персонажей романа зовут доктором Падлюччо – он же Михаил Брыных в Livejournal.

Если же учесть, что в книге доктор Падлюччо работает охранником в супермаркете, то его высказывания вроде «не каждый, мое многогрешное дитя, способен узреть, как хилая ослица человеческого интеллекта превращается в царевну-красавицу из порно-фильмов. Не каждому дано пройти в эти разверзнутые врата, и не каждого ущипнет за щеку нордический ветер неистовства, указывая верный путь к первозданной красоте…» (с. 95) отнюдь не напоминают живую разговорную речь, а служат материалом для конструирования условного художественного пространства, где герой, в принципе, один – автор.

Нет сомнений, что текст «Шахмат…» оценят поклонники «парадигмы Подеревянского». В нем также есть все необходимое для интеллектуального развлечения: с вершин философских пассажей автор круто опускает читателя в эпатаж и натурализм (к примеру, «дибют Арангутанга»? «названий так патаму, шо ета пьеска с первого же хода тянецца впиред столь жи безсмисленно, как и рука абизяны, которая тока шо выколупала из жопы немного гамна, панюхала его и осознала, шо оно сильно воняет» (с. 54)), а за описаниями шахматных партий скрываются политические и исторические аналогии.

Главная же интрига, как и в «Электронном пластилине», носит эсхатологический характер (кстати, о «Пластилине» напоминает и излюбленный Брыныховский герой Коля, который в новом тексте появляется в ипостаси шахматного самородка Коли﷓алкаша). Избегая спецэффектов, которыми отличалась предыдущая книга, где зловещее Желтое в крапинку пожирало людей, деформируя мир, как пластилин, автор опять вещает о губительном влиянии технического прогресса, выстраивая элегантный конфликт между Богом и дьяволом: «Например, еще в конце прошлого века диавол лично вложил агромные бабки в развитие ІТ-технологий. Кампутир он поставил в углу современной цивилизации и забацал из него срамную икону. А лопухи, которых давно опутал Интернет и электронных банкинг, охотно повелись на етот силиконовый символ диавольской веры» и проч. (с. 135).

Окончательная битва между Богом и Его противником может состояться очень скоро – в виде шахматной партии, где за Творца будет играть… юный ученик доктора Падлючча мальчик Миша (об очевидном раздвоении личности писателя Михаила Брыныха мы здесь корректно умолчим :) ). Апокалиптический шарм последних времен отчетливо ощущается на последних страницах книги, и уже даже в глазах старушки из костела загорается неслучайное «красное зарево» – но именно в этот момент автор прерывает рассказ, чтобы сообщить читателю, что продолжение следует…

Для тех, кому показалось, что тема дебилов не раскрыта: автор обещает, что следующая часть будет именно о них – настоящих дебилах, тех абсолютно ненормальных, которых разрывают на куски солнечные лучи :) .

Михайло Бриних. Шахмати для дибилов. – К.: Факт, 2008.

Автор: Татьяна Трофименко