Web Analytics

Mediapost on-line. «Решка» Сергея Озерянского: «Вот это, б…, круто!»

Природа, известно, не терпит пустоты. Не успела я пожаловаться, что молодой талант Артем Чех в своем «Анатомическом атласе» недостаточно емко раскрывает тему измененного под воздействием легких наркотиков сознания, как судьба в виде издательства «Фолио» послала мне книжку, где эта тема раскрыта чрезвычайно широко. Итак, сегодня предлагаю вашему вниманию роман такого же молодого и не менее талантливого клипмейкера Сергея Озерянского «Решка» – здесь есть все, что вы хотели знать о наркотиках, но стеснялись спросить у Чеха :).

Для своих 23-х лет Озерянский успел так же много, как и Чех. Книжку он, правда, напечатал только одну, – собственно, роман «Решка», в котором прообразом главного негативного персонажа Решки выступает ректор его-таки, Озерянского, alma mater Михаил Михалыч Поплавский. Зато на презентации своей книжки автор собрал всех звезд украинского шоу-бизнеса, устроил большую тусовку и, как сообщают интернет-источники, «наполнил джакузи пивом».

Кроме того, Озерянский является автором клипов многих популярных музыкальных исполнителей, таких как Росава, Марта или группа «Чека», а также арт-директором молодой киевской продакшн-студии «AdiozProduction», которая занимается дубляжем и озвучиванием кинопродукции.

Таким образом, Озерянский знает, о чем пишет, изображая внутреннюю жизнь отечественного шоу-бизнеса – и это, как минимум, расширяет круг однообразных тем современной украинской литературы. Приятно удивляет также наличие весьма неплохо скроенного сюжета, который, возможно, и не дотягивает до «Преступления и наказания», но на среднего уровня голливудскую приключенческую комедию потянет (на месте «Студии Оксаны Байрак» я бы уже ухватилась за подобный сценарий обеими руками). Положительных персонажей в «Решке» нет – кроме, возможно, бабушки главного персонажа клиподела Азера :). Зато есть плохие и очень плохие ребята, которые пытаются «намахать» друг друга, – именно это и обеспечивает интригу романа. Ведь человеку присуще интересоваться тем, как же удастся человеку, который «попал на большие бабки», выкрутиться из ситуации и даже отомстить обидчикам.

По своей сути «Решка» – это наркоманский «трип», достаточно убедительный и нескучный на уровне фабулы (всем обязательно читать сцену в британском посольстве на с. 102-107 :). Приключенческая феерия, где наркотики и секс как атрибуты тяжелых будней шоу-менов, шоу-вумен, «новых русских» и «новых украинцев» соседствуют с хорошим чувством юмора и своеобразной национальной гордостью. Например, когда главный персонаж с братом в лондонском пабе инсценируют рейд полиции с целью разжиться «сброшенными» в панике наркотиками:
«– Fucking Russians! – вырвалось у Брайана. – You are fucking crazy!

– Запомни, малыш, – пробубнил я на ухо Брайану. – Мы украинцы. Это другое» (с. 209-210)

Впрочем, Озерянский не идеализирует своих персонажей, спекулируя на их псевдо-мужских качествах, наоборот, достаточно откровенно раскрывает психологию эгоистичного циника, развращенного жизнью богемы: «Слава богу, я уже не такой впечатлительный, как раньше. Если бы меня раньше так унизили – я бы, наверное, даже расплакался. …Но, к счастью, мы меняемся каждую секунду своей жизни… И каждый, кто впредь захочет поломать мою жизнь, окажется в жопе!» (с. 262-271).

Подобная идеология совершенно не является гарантией хэппи-энда. Азер живет в своем животном ритме, откладывая «настоящую» жизнь на потом: у него есть жена, которую он якобы любит, и то, что она уходит к другому мужчине («к ее хорошему другу, который ее понимает и ценит. Пидорас, б…!» (с. 283), подталкивает персонажа к переоценке ценностей: «Что видел я? Кучу голых телок? Избитого в кашу мелкого наркоторговца? Своего брата с помутненными от травы зрачками? Огромную тачку за миллион баксов?» (с. 280).

Конечно, читателю такая риторика может показаться наивной или надуманной, но что поделать – автор говорит языком поколения 1985-го года рождения, передавая его открытия и озарения: «Так вот, моя бабушка видела смерть. … И ей не надо было нюхать или курить. Ей было не в кайф напиваться. Все, что она хотела и ради чего жила, – это светлое, мать его, будущее и мы! Вот это, б…, круто!» (с. 281).

Сергей Озерянский. Решка. – Х.: Фолио, 2008.

Автор: Татьяна Трофименко