Web Analytics

MediaPost on-line. Добкина в отставку! Вопросы есть?

Аваков сделал Добкину подарок на день местного самоуправления. Говорит, не хотел – так получилось. Да и подарок, по правде, весьма сомнительный. Во всех смыслах.

7 декабря, в день работников местного самоуправления, губернатор Арсен Аваков впервые после болезни появился на людях. И тут же обнародовал официальное заявление: «В ближайшее время будут подготовлены и направлены мной в Верховную Раду Украины соответствующие материалы для начала процедуры проверки нарушений городским головой Харькова и Харьковским городским советом Конституции и законов Украины, прав и свобод граждан, для принятия парламентом соответствующего решения о назначении досрочных выборов Харьковского городского головы и Харьковского городского совета».

Короче, суть в трех словах: «Добкина в отставку!» Вопросы есть? Есть! Первый и главный: а на каком основании, собственно? И пошло поехало перетягивание закона – игра без конца, в которую наши политики готовы играть целыми днями, неделями и месяцами. Правила – проще простого: закон один на всех. Задача игроков – развернуть его к себе передом, к противнику – сами знаете как.

Итак, Аваков ссылается на Закон «О местном самоуправлении», ст. 79, ч.5:
За наявності рішень суду про визнання розпоряджень чи дій сільського, селищного, міського голови незаконними, висновків відповідного комітету Верховної Ради Верховна Рада України може призначити позачергові вибори сільського, селищного, міського голови. Питання про призначення Верховною Радою України позачергових виборів сільського, селищного, міського голови може порушуватись перед Верховною Радою України відповідною сільською, селищною, міською радою, головою обласної, Київської, Севастопольської міської державної адміністрації.

А Авакову из исполкома в ответ: прежде чем избирать досрочно, надо прекратить досрочно полномочия мэра, избранного на очередных выборах. И в тот же закон тычут, в ту же статью, только в часть другую, в смысле в третью:
Повноваження сільського, селищного, міського голови за наявності
підстав, передбачених частиною другою цієї статті можуть бути припинені достроково за рішенням місцевого референдуму або за рішенням відповідної ради, прийнятим шляхом таємного голосування не менш як двома третинами голосів депутатів від загального складу ради...

В переводе с «законного» на «реальный»: полномочия Добкина (мэра) может прекратить Кернес (горсовет). В том, что он может, собственно говоря, никто и не сомневался, но вот насчет прекратить – не дождетесь.

Другое дело, что закон – не Конституция. Поменять не проблема: было бы 226 голосов в парламенте и президентская подпись в придачу.

226 голосов в парламенте есть. Теоретически. Практически – не сейчас. Сейчас им бы ночь простоять да день продержаться: сформировать парламентские комитеты и разобраться с новым Кабмином – для начала. И только после этого парламентское большинство может собраться рассматривать законопроекты, которые обещало принять до голосования по премьеру.

Речь идет о двенадцати законах, перечисленных в коалиционном соглашении БЮТ и НУ-НС. Среди них есть и изменения в Закон «О местном самоуправлении». Уточнение - «в части расширения полномочий и повышения ответственности органов местного самоуправления» - позволяет предположить, что упомянутые изменения могут коснуться механизма прекращения полномочий мэра и горсовета и назначения внеочередных выборов. Но говорить о чем-то большем, чем предположения пока рано. Проект закона, определенного коалициантами в перечень первоочередных, в Верховной Раде еще не зарегистрирован.

В этом свете и губернаторское заявление об обращении в парламент, и проект постановления о создании Временной следственной парламентской комиссии по расследованию деятельности Добкина и Кернеса, зарегистрированный Александром Фельдманом, Олегом Ляшко и Николаем Катеринчуком, выглядят весьма показательными. Ни первое, ни второе не означает немедленное назначение внеочередных выборов Харьковского мэра и горсовета. И то, и другое – скорее, очередная декларация о намерениях, предназначенная продемонстрировать избирателям, что о них (об обещаниях, данных им) помнят не только до выборов, но и после. И даже тогда, когда парламенту (в целом) – не до Харькова и его проблем. Внеочередные местные выборы – бег на гораздо более длинные дистанции, чем представляли их вдохновители. Даже при самом благоприятном для них стечении обстоятельств выборы состоятся не раньше весны. А до того нужно поддерживать «боевой дух» сторонников и актуальность темы в информационном поле. Для этих целей подобные заявления, постановления и следственные комиссии подходят как нельзя лучше.

Когда (если) оппоненты нынешнего мэра добьются внеочередных выборов, перед ними в полный рост станет второй вопрос: если не Добкин, то кто?
Вариантов, озвученных и неозвученных официально – хоть отбавляй. Но какой из них правильный, и есть ли он среди них вообще – сказать сложно. Стопроцентно проходного кандидата не видно. Протасов чересчур много, Фельдмана будут «бить» «Барабашкой», Шумилкину – поминать прошлое, против Бабаева – его непубличность. Отсутствие однозначно выигрышного кандидата осложняет выбор единого кандидата от оппозиции. А без него внеочередные выборы для оранжевых и бело-сердечных теряют смысл: проигрыш на организованных ими же внеочередных местных выборах аукнется им стократ на очередных.

Для бело-синего лагеря вопрос «кто?» тоже отнюдь не праздный. Активное обсуждение в кулуарах вариантов от Святаша и Богословской до Кривцова и Салыгина мне кажется скорее попыткой выдать желаемое за действительное со стороны одних и обманным финтом со стороны других. В случае, если дойдет дело до внеочередных выборов, я бы не спешила списывать со счетов нынешнего мэра. Хотя бы потому, что любая другая кандидатура, выдвинутая регионалами, будет использована их оппонентами против них же по полной программе от «сдачи своих» до раскола в партии. Предложить другого кандидата, сохранив лицо, бело-синим практически невозможно. Любая кандидатура, отличная от Добкина, по умолчанию означает признание однопартийцами несостоятельности нынешнего градоначальника. Не говоря уже о том, что вместе с Добкиным от внеочередных выборов будет отстранена часть его окружения, в том числе и тех, кого иметь в друзьях – дорогого стоит , а во врагах – себе дороже.

Как бы там ни было, для всех крупных политических игроков внеочередные местные выборы больше, чем просто выборы. Победитель получает бонус: фору на президентских выборах. А это уже совсем другие ставки. Внеочередные выборы мэра и горсовета как последний патрон – без права на осечку.