Аватар пользователя Татьяна Федоркова

Архитектор Зотов о площади Свободы: «Лучшее, что можно сделать, — повременить»

Члены жюри блицконкурса на эскиз-идею памятного знака на площади Свободы, по сообщению пресс-службы горсовета, должны определить лучший проект в начале февраля. Но уже сейчас можно предположить, какой работе симпатизируют в мэрии. На это указывают сюжеты муниципального телевидения, центральное расположение проекта под удачным номером «000001» и первые записи в книге отзывов. Хотя в ней есть и другие отклики: «Стыд» или «Подумайте очень-очень хорошо, прежде чем ставить колонну». 

В горсовете обещают учесть все пожелания. И это лукавое, заведомо невыполнимое, обещание. «МедиаПорт» не скрывает неприятия к фавориту конкурса, но хочет противопоставить не обывательское «не нравится», а профессиональную, компетентную оценку проекта. На этот раз мы задали несколько вопросов архитектору из Киева Виктору Зотову, который учился, некоторое время жил и работал в Харькове. В столице Виктор Зотов основал архитектурный фестиваль. Основными принципами команда его бюро называет ответственность и простоту.

Как бы Вы оценили городское пространство, место, где планируют установить памятник, и можно ли оценить представленные проекты? 

С одной стороны, у меня есть эмоциональная реакция, субъективная. А с другой стороны, нужно обсуждать, какие могут быть более цивилизованные способы принятия решения.

Вероятный проект-победитель мне кажется ужасным. Надеюсь, этого никогда не будет. И даже надеюсь, что там никакого нового строительства не будет. Это, хоть и субъективно, но обычно надо доверять своим ощущениям.

Проект в виде колонны. Один из 29-ти представленных на выставке в Доме архитектора. Фото: Павел Пахоменко

Проект в виде колонны. Один из 29-ти представленных на выставке в Доме архитектора. Фото: Павел Пахоменко

Попробуем разобраться, почему. Во-первых, площадь — это, может быть, самое лучшее из архитектуры, что есть в Харькове. Как следствие, что бы там ни происходило, оно должно иметь максимально высокую планку качества.

Намерение что-то изменить в этом пространстве должно быть публичным. Харьков — такой город, в котором, в отличие от западной части Украины, мнение общественности как-то не принято учитывать. 

Это не значит, что сейчас нужно большинством голосов горожан принимать решение, что именно там должно быть. Я уже видел на каких-то сайтах начали мелькать конкурсные проекты, и у каждого харьковчанина есть возможность поучаствовать в опросе, добавив баллы. Вот так точно нельзя поступать. Важно, чтобы люди высказывались, но окончательное решение должно приниматься всё равно профессионалами. Ни в коем случае нельзя это проводить таким «евровидением», максимумом голосов от всех подряд. Победит самый ужасный вариант.

Помню первый опыт еще в 90-е конкурс на мариупольский герб: на главной площади вывесили тетрадку с отзывами горожан, после их просто суммировали. Выбрали самое страшное: тётки, колосья, трактора... 

Виктор Зотов. Фото: Алина Иванова, The Ukrainians/theukrainians.org/viktor-zotov

Виктор Зотов. Фото: Алина Иванова, The Ukrainians/theukrainians.org/viktor-zotov

Вы сказали: решение должны принимать профессионалы. У нас в жюри представители Союзов художников, архитекторов, то есть представители профессиональных органов.

Это уже неплохо. Но это не панацея. Последние 20 лет из того, что сейчас строится, уродует наши города. Киев и Харьков, в частности. Это делают в том числе и в первую очередь члены упомянутых союзов, не какие-нибудь дилетанты, как любят говорить титулованные коллеги. Есть люди признанные, из архитектурной, дизайнерской среды.

Что можно сделать?

На уровне рецепта: первое — это авторитетное международное жюри. Это не столько члены Союза художников и архитекторов, и это не обязательно мегазвёзды, это пацаны на подъёме, чьи работы публикуются на самых престижных профессиональных сайтах, в самых престижных изданиях. Их можно отыскать.

На это власти отвечают: нет денег.

А на эту колонну деньги есть?

Очевидно, да.

На колонну есть, а на людей нет. Так не бывает! Если нет денег на жюри, тогда и о проекте речь идти не должна.

Второе. Должна быть качественно прописана программа. Это не просто. Чем выше амбиции у заказчика, а это в широком смысле — город, во всех его слоях, тем качественнее должна быть программа. В написании программы, как и в случае с жюри, должны участвовать авторитетные иностранцы. Или те, кто пишут программу, должны хотя бы активно пользоваться примерами других хороших конкурсов международного уровня. 

Ещё: какие-то тортикообразные штуки, исторические реминисценции, бесконечные отсылки в прошлое, нелюбовь к современному и неуважение себя и тех, кто рядом... Когда человек делает что-то не из своей эпохи, это признак заболевания.

Вы говорили об эмоциях, так вот колонна  это можно назвать украшательством, грубо говоря, это такие понты?

Размер её хотя бы — это точно про понты. Это называется: хто вище б'є — той краще грає. Надо по жизни быть скромнее. Не надо рвать на себе рубаху. Уже поставили вместо «Холодильника» (на месте памятника Советской Украине на пл. Конституции, который прозвали «Пятеро из ломбарда несут холодильник» — ред.) нечто. 

Я бы сказал, с учётом знаковости площади, самое лучшее, что можно сделать, это повременить с активным её изменением. Пока мы не в состоянии, пока мы больны и неразвиты, нам нельзя доверять такое «оружие». А можно жить без бабы на столбе? Насколько актуально её ставить? Это вопрос жизнеобеспечения? Кому это вообще нужно?

Может быть, успеть остаться в истории.

А что, уже появились сомнения? Пусть произнесут какие-то настоящие причины. Нормальный человек идёт от общего к частному. Общее в данном случае: а зачем? Какие-то цели должны быть. А там, где цель, нужно говорить о ценностях. Я хочу получить ответ на вопрос: зачем эта баба?

Там у нас предлагается не баба, а ангел с крестом.

В Киеве — баба с шашлыком (так иногда называют монумент Независимости Украины на Майдане — ред.), в Харькове — мужик с крестом. Это ничего не меняет.

Аватар пользователя Жека с 533-го
Жека с 533-го
01 февраля 2017 - 15:45

В одну кашу намешали честно говоря, но больше всего покоробило от аппелирования к нормальности (цитата: Нормальный человек идёт от общего к частному), от непробиваемого маскулинного тумана (цитата:  Баба на столбе! Давайте остановимся.). Если мы говорим о профессиональной оценке концепта скульптуры, то тогда мнение этого человека не представляет никакой ценности, так как вопрос находится в пространстве этики, искусства, политики в конце концов. В данной статье же приведено личное мнение архитектора. Рассматривая соотношение сторон, позиция первая (цитата: В горсовете обещают учесть все пожелания. И это лукавое, заведомо невыполнимое, обещание.) ничем не отличается от позиции второй (цитата: «МедиаПорт» не скрывает неприятия к фавориту конкурса, но хочет противопоставить не обывательское «не нравится», а профессиональную, компетентную оценку проекта.). 

Данная тема, в условиях экономической и политической обстановки не может не вызывать особенных, острых импульсов, которые, в свою очередь, не могут не вырываться в виде личных выводов и измышлений. В этом вопросе нет объективного или правильного решения, есть противостояние фигур власти остальному. В каком-то смысле это и не противостояние вовсе, так как профессиональной, компетентной оценки нет, есть субъективность архитектора связанная с медиаресурсом действующая по принципу давления авторитетом (метод власти) и это работает лишь на закручивание вихревой воронки. 

Да, проблема существует. 
Да, нельзя принимать поспешное решение. 
И вместе с этим каждый человек имеет право голоса. 
Странно писать этот комментарий в поле страны с перевесившей правой частью (радикальной).
Но в это же время приятно от мысли что на таком поле памятники равны одноразовой посуде и любой из них, включая грядущий, может поникнуть мгновенно. 

Аватар пользователя Гепард
Гепард
01 февраля 2017 - 21:42

Что можно сказать? Со времени первой публикации фото памятника несколько месяцев назад с памятника ушла ненужная позолота и колонны (см.   http://vesti-ukr.com/img/forall/u/2/41/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0... ). Крест стал меньше, а колонна выше. Видно, что человек поработал. Памятник предполагается установить на первоначально выделенном в 20-е годы для памятника месте - в центре клумбы. Это тоже хорошо. Освобождается часть площади, которой всегда нехватало для концертов, соревнований и т.д. Некоторые архитекторы это не учли. Можно сказать, что предложенный памятник - лучшее из того, что есть. Колонна на площадм Свободы в Тбилиси более дебильная (  http://travel.aviastar.org/georgia/tbilisi/640/tbilisi_31.jpg  ). Но я бы на этом месте все-таки поставил бы башню Татлина в масштабе 1:4 (высотой 100м). Пожелание автору. Сделайте саму колонну несколько жестче. Поменьше украшений.

Аватар пользователя Божедай Людмила
Божедай Людмила
01 февраля 2017 - 22:34

Харків є містом, в якому живуть люди різних національностей і віросповідань. Так чому на майдані Свободи потрібно  ставити православний хрест? Я вважаю, що це є прояв неповаги до деякої частини населення. Яку ідею несе ця колона з хрестом?  Шо вона втілює? Що за фігури у підніжжя колони? Яким боком, наприклад,  до Харкова відноситься античний філософ Анахарсіс? Чи не жив у Харкові всесвітньо відомий філософ Григорій Сковорода? Доречі, в цьому році виповнюється 295 років з Дня його народження.  Тому сковородинівці не тільки підтримують ідею відкритого міжнародного  конкурсу по всім правилам і законам, а й нагадують, що не варто забувати про мудреця Григорія Савича Сковороду та його філософію свободи.  Ми пропонуєм встановити фонтан на основі ідеї Григорія Сковороди про рівність і щастя людей. а також створити філософську алею.                                                                                                                                                                         Ось що говорить професор Леонід Ушкалов:
"ЧОМУ НА МАЙДАНІ СВОБОДИ В ХАРКОВІ МАЄ БУТИ ФОНТАН «НЕ РІВНА ВСІМ РІВНІСТЬ»
У своєму найвідомішому творі «Буквар миру» поет і філософ Григорій Сковорода змалював Бога в образі розкішного фонтана, з якого навсібіч ллються струмені, наповнюючи різні посудини, що стоять довкола нього, за їхньою вмістимістю. «Бог, – писав він, – схожий на багатий фонтан, що наповнює різні посудини за їхньою вмістимістю. А над фонтаном ось такий напис: “Нерівна всім рівність”. Ллються з різних трубок різні струмені в різні посудини, що стоять довкола фонтана. Менша посудина має менше, але вона однакова з більшою тим, що так само повна». У такий спосіб Сковорода сформулював головний принцип буття, як він його розумів: усі речі рівні, тому що вони різні. Я б сказав, що це візія світу як складної й прекрасної єдності протилежностей, уявлення про те, що світ можливий лише тоді, коли він розмаїтий.
Через сотню років іще один великий харківський філософ Олександр Потебня, якого називали «другим Сковородою», скаже: «І всесвітня історія, і мировий розум, і сама природа – все являє нам, що все жило й усе живе в різноманітності, а не в одноманітності. Різноманітність в природі – це її краса; різноманітність людського роду – це багатство талану чоловіка; різноманітність порозуміння й розуму чоловічого – це основа прогресу й культури». «Нерівна рівність» – ось та фундаментальна ідея, на ґрунті якої постала й існує сьогодні європейська цивілізація. Толерантність, повага до іншої людини, розуміння того, що твоя свобода закінчується там, де починається свобода іншого, – усе це буде символізувати фонтан «Нерівна рівність». Він буде символізувати нашу європейську систему координат і наше прагнення збудувати державу, всі громадяни якої, незалежно від їхньої раси, національності, віри, мови тощо, були б рівні, вільні й щасливі. Таким чином, назва «майдан Свободи» отримала б нові й дуже глибокі конотації. Я вже не кажу про те, що життя Сковороди – це це абсолютне втілення самої ідеї свободи. Чоловік, який з повним на те правом сказав про себе: «Світ ловив мене, та не спіймав», може бути чудовим моральним орієнтиром і для нас, і для наших нащадків.
Крім того, є ще принаймні дві обставини, з огляду на які сковородинський фонтан «Нерівна рівність» був би дуже доречний на майдані Свободи. По-перше, в архітектурному ансамблі майдану – корпуси Харківського університету. Тим часом саме Сковороду по праву вважають «хрещеним батьком» Харківського університету, бо ті величезні кошти, що були потрібні для відкриття університету в нашому місті, дали друзі й послідовники Сковороди. Сам фундатор Харківського університету Василь Каразин, чий пам’ятник стоїть сьогодні на майдані Свободи, був вихованцем Сковороди й великим його шанувальником. Уже під кінець життя, у травні 1842 року, він писав про Сковороду таке: «Під чубом і в українській свитці ми мали свого Піфагора, Оригена, Ляйбніца». Тут-таки, на майдані Свободи, є й пам’ятник Дмитрові Багалію, який був не лише видатним істориком, ректором Харківського університету, одним із засновників Української Академії наук, харківським міським головою тощо, але й найкращим на свій час знавцем творчості Сковороди – ученим, котрий підготував і видав першу академічну збірку творів нашого філософа й написав книгу «Український мандрований філософ Гр. Сав. Сковорода», що її називали «енциклопедією сковородознавства».
А по-друге, Сковорода дуже любив наше рідне місто. Більше того, в одному з його листів є зворушлива латиномовна молитва до Бога за місто Харків:

Zacharias oculos septem tibi praedicat esse.
Septimus est oculus, Zachariana polis.
His oculis septem, Tu solus, Christe, pupilla.
Caeci sunt oculi, quando pupilla latet.
O reclude tuos in eam, miseratus, ocellos!
Sic sol verus erit, Zachariana polis.

По-нашому я б переклав це так:

Каже Захарія, є в тебе сімка очей.
Сьоме ж бо око – то місто Захарії.
Всім цим очам Ти єдиний, Христе, зіниця.
Очі незрячі, закрита зіниця коли.
О, розплющ свої очі, зглянься на нього!
Місто Захарії так стане, мов сонце ясне.

Спираючись на містичне тлумачення слів пророка Захарії: «Ці сім – це очі Господні, що обходять усю землю», Сковорода змальовує Харків в образі «сьомого Божого ока» й прохає Всевишнього, щоб Той зглянувся над нами і щоб колись наше рідне місто засяяло, «мов сонце ясне». Це – не що інше, як сакралізація Харкова, а крім того, яскравий образ, що годен посіяти в душах мешканців міста та його гостей зерна віри, надії й любові.
 

Аватар пользователя Igor Zurawiel
02 февраля 2017 - 18:22

Федорковой и Зотову и "Свобода" в Харькове не нравится (баба видишь ли...) и "Независимость" в Киеве (тоже баба! везде лезут суки) - в чем проблэм? Ехай в Москву - там Мавзолей! мужык

Аватар пользователя алексвит
алексвит
04 февраля 2017 - 08:49

А где же фонтан , о котором говорил Кернес? Это было лучше , чем это убогое нагромождение псевдо исторических фактов.

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.